+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Registr.by: мониторинг аналитики за первую неделю апреля

Новости для секретаря

Registr.by: мониторинг аналитики за первую неделю апреля

06.04.2018 21:48:00

Налог на прибыль — это прямой налог, который рассчитывается как процент от прибыли, которую получила компания. Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль установлен гл. 14 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК). Объектом налогообложения налогом на прибыль признаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, признаваемые таковыми в соответствии с п. 1 ст. 35 НК, начисленные белорусскими организациями. То есть налогом на прибыль облагается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов, а для иностранных организаций — сумма прибыли, полученная через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов. 

Для целей исчисления налога на прибыль следует учитывать также Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Влияние изменений курсов иностранных валют», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.10.2014 № 69, согласно которому с 2018 года введен порядок пересчета обязательств в валютном эквиваленте и отражения возникающих разниц. В связи с этим Указом Президента Республики Беларусь от 25.01.2018 № 29 «О налогообложении» определен учет такого рода разниц при налогообложении прибыли.

Светлана ДОБРИЯНИК,
главный редактор журнала «Налоговый вестник»


В соответствии с подпунктом 3.11 пункта 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» субъектам хозяйствования предоставлено право не использовать печать, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь.
Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 16 февраля 2018 г. № 5/15/7 «О внесении изменений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства экономики Республики Беларусь от 12 октября 2005 г. № 108/121/174» принято в целях реализации данного права в подзаконных актах.

Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист

Правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферы применения свободных и регулируемых цен (тарифов) субъектами предпринимательской деятельности, их права, обязанности и ответственность за несоблюдение цен (тарифов) определены Законом Республики Беларусь от 10.05.1999 № 255-3 «О ценообразовании».

Регулирование (цен) тарифов в организациях здравоохранения. Согласно нормам Указа Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» Министерство здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством антимонопольного регулирования и торговли (далее — МАРТ) осуществляет прямое (административное) регулирование цен (тарифов) по перечню видов услуг, определяемому Советом Министров Республики Беларусь. Перечень платных медицинских услуг, тарифы на которые регулируются Министерством здравоохранения (по согласованию с МАРТ), утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 № 35.

Анна РОЩЕНКО

С 1 января 2018 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2017 № 1022 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы» месячная минимальная заработная плата (далее — МЗП) увеличена с 265 до 305 белорусских рублей. Работникам бухгалтерских служб важно следить за изменениями МЗП, так как они должны соотносить эту величину с зарплатами работников в своей организации. 

Рассмотрим более подробно некоторые из аспектов.

МЗП при оплате труда

Чтобы соблюсти требования ст. 59 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) в части минимальной оплаты труда, необходимо действовать по следующему алгоритму.

1. Уточняем установленную Советом Министров Республики Беларусь для данного месяца МЗП. Например, для января 2018 г. это 305 руб.
2. Определяем фактически начисленную оплату работнику. Сумма, приходящаяся на данный месяц, формируется в лицевом счете работника. При этом устанавливаем, не нарушил ли работник требования трудового законодательства в части некачественного выполнения им обязанностей, вытекающих из трудового договора.

Например:

    • не соблюдал предусмотренные в отношении него трудовые обязанности (ст. 53 ТК);
    • нарушил трудовую дисциплину, в связи с чем был лишен полностью или частично премирования (ст. 53 ТК);
    • не выполнил установленные ему нормы выработки (ст. 71 ТК);
    • допустил полный или частичный брак и простой по его вине (ст. 71 ТК);
    • не исполнил или ненадлежаще исполнил свои трудовые обязанности, в связи с чем лишен полностью или частично премирования (ст. 197 ТК);
    • другие предусмотренные трудовым законодательством требования, предъявляемые к работнику.

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук



25 января 2018 г. подписан Указ Президента Республики Беларусь № 29 «О налогообложении» (далее — Указ № 29).

Остановимся на некоторых положениях документа, касающихся исчисления подоходного налога с физических лиц. Так, с учетом необходимости осовременивания налоговых вычетов и льгот по подоходному налогу Указом № 29 предусмотрена их индексация.
Кроме того, изменения коснулись порядка применения ставок подоходного налога в отношении доходов, получаемых плательщиками от сдачи физическим лицам в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест.

Согласно п. 16 Указа № 29 его положения, касающиеся порядка исчисления подоходного налога, распространяют свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2018 г.

Доходы, освобождаемые от подоходного налога. Согласно п. 1 Указа № 29 размеры доходов, освобождаемых от подоходного налога с физических лиц, установлены в соответствии с приложением 9 к данному Указу.

Александр АЛЕКСАНДРОВ,
экономист

Положение о порядке продажи не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач с публичных торгов (далее – Положение) утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.03.2018 № 220. Документ принят во исполнение поручения, содержащегося в Указе Главы государства от 26.12.2017 № 463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков». 

Положением устанавливается порядок организации и проведения публичных торгов по продаже не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач, в том числе не завершенных строительством жилых домов, дач, сроки консервации и завершения строительства которых истекли, в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 87 «О некоторых мерах по сокращению не завершенных строительством незаконсервированных жилых домов, дач».

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист

Во исполнение поручения, содержащегося в Указе Главы государства от 26.12.2017 № 463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков», Совет Министров Республики Беларусь принял постановление от 23.03.2018 № 220 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2017 г. № 463» (далее – Постановление № 220). 

Продажа не завершенных строительством иных объектов

Откорректировано Положение о продаже не завершенного строительством незаконсервированного объекта с публичных торгов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.05.2016 № 370 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2015 г. № 8».

Напомним, что этим документом установлен порядок организации и проведения публичных торгов по продаже не завершенного строительством незаконсервированного объекта одновременно с продажей в частную собственность земельного участка или продажей права заключения договора аренды такого участка, необходимого для завершения строительства и обслуживания этого объекта, в случае прекращения инвестиционного договора, заключенного между инвестором и Республикой Беларусь, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением инвестором и (или) организацией, реализующей инвестиционный проект, своих обязательств по этому договору и изъятия у инвестора и (или) организации земельного участка, предоставленного для строительства объекта, предусмотренного инвестиционным договором, на котором расположен не завершенный строительством незаконсервированный объект, при отсутствии у инвестора, с которым прекращен инвестиционный договор, и (или) организации финансовых возможностей завершить строительство объекта.

Александр ГОРБАЧ,
юрист

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.03.2018 № 235 «О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7» откорректирован порядок изменения целевого назначения земельных участков. 

Изменения коснулись:

    • Положения о порядке изменения целевого назначения земельных участков, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1780 (далее – Положение № 1780);
    • Положения о порядке принятия местными исполнительными и распорядительными органами некоторых решений в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.08.2013 № 764.

В частности, в п. 3 Положения № 1780 устанавливается, что решения об изменении целевого назначения земельных участков принимаются администрациями свободных экономических зон – в границах данных зон, специальных туристско-рекреационных парков (если это право делегировано соответствующими областными, Минским городским, городскими (городов областного, районного подчинения) и районными исполкомами и намечаемое целевое назначение не связано с осуществлением строительной деятельности), за исключением случая изменения целевого назначения земельного участка в связи с принятием местным исполкомом решения о возможности изменения назначения капитального строения (здания, сооружения), изолированного помещения, машино-места по единой классификации назначения объектов недвижимого имущества без проведения строительно-монтажных работ.

Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист

Изменения в Инструкцию о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации

В Инструкцию о порядке представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, международной организации, утвержденную постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 января 2018 г. № 2 «О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24 декабря 2014 г. № 42», внесены дополнения, регулирующие порядок представления электронных сертификатов, а также заверки налоговым органом копии бумажного подтверждения в случае, когда подлинник был представлен в налоговый орган по месту постановки другого налогового агента.

Применение иностранной организацией льгот и преференций, предусмотренных положениями международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения, возможно только на основании представляемого в налоговые органы Республики Беларусь документа, подтверждающего, что иностранная организация имеет постоянное местонахождение (является налоговым резидентом) той страны, с которой заключено налоговое соглашение (так называемого сертификата/справки налогового резидентства).

Необходимость представления подтверждения резидентства плательщика в иностранном государстве вытекает из статьи международных соглашений об избежании двойного налогообложения «Лица, к которым применяется соглашение»: на применение положений такого соглашения могут претендовать только лица, являющиеся резидентами двух договаривающихся государств.
<...>
Александра ПОЛЯНСКАЯ,
эксперт по вопросам налогообложения

Бухгалтерский учет удержаний из заработной платы работника


Произведя расчет начисленной заработной платы работнику организации за отчетный месяц, необходимо произвести из нее удержания. При этом важно соблюсти требования нормативных правовых актов Республики Беларусь, регулирующих различные аспекты по операциям удержаний из заработной платы работников организации.

Виды удержаний из заработной платы работников организаций


Условно все удержания, производимые из заработной платы работника, можно сгруппировать по различным признакам для различных целей. В данном материале приводится классификация для целей бухгалтерского и налогового учета:

1. обязательные – установленные требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь. К ним в частности относятся:
  • подоходный налог;
  • отчисления в пенсионный фонд;
  • удержания, производимые по исполнительным документам.


2. инициативные:
  • производимые по инициативе нанимателя на основании его приказа либо распоряжения;
  • производимые по инициативе самого работника по его письменному заявлению.


Рассмотрим более подробно некоторые из них.
<...>
Валентина ЛЕМЕШ,
доцент, кандидат экономических наук

Трудовые книжки: заверять печатью нет необходимости


Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.03.2018 № 34 (далее – Постановление № 34) внесены изменения в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек, утвержденную постановлением этого Министерства от 16.06.2014 № 40 (далее – Инструкция).

В основном, эти изменения связаны с предоставлением субъектам хозяйствования возможности не использовать печати (п. 3.11 Указа Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

Так, в ч. 2 п. 25 Инструкции теперь устанавливается, что первая страница (титульный лист) заверяется лишь подписью нанимателя (лица, ответственного за выдачу трудовой книжки, уполномоченного нанимателем).

Откорректированная ч. 1 п. 44 Инструкции теперь также говорит о том, что записи об увольнении работника (прекращении трудового договора (контракта) заверяются только подписью нанимателя (лица, уполномоченного на внесение записей в трудовые книжки). Часть 2 указанного пункта, которой устанавливалось, что в случае отсутствия печати у индивидуального предпринимателя сведения, указанные в части первой этого пункта, заверяются печатью регистрирующего органа по месту государственной регистрации индивидуального предпринимателя, исключена. Из частей 3 и 4, которые теперь стали частями 2 и 3, также исключены требования о скреплении (заверении) записей в трудовой книжке печатью.
<...>
Александр ГОРБАЧ,
юрист

Справочная информация

Индексы изменения цен на строительно-монтажные работы на март 2018 г.
Календарь статистической отчетности на май 2018 года
Календарь статистической отчетности на июнь 2018 года

Возврат к списку