"Секретарское дело" № 02/2015 |
Все документы организации могут быть разделены на несколько частей (документопотоков): · входящие — документы, поступившие от внешних организаций (корреспондентов); · исходящие — документы, направленные в сторонние организации (корреспондентам); · внутренние — документы, изданные в организации и не предназначенные для направления в сторонние организации. Входящий документопоток организации составляют документы: · вышестоящих организаций, органов власти и управления; · подведомственных организаций; · несоподчиненных организаций (не находящихся в соподчиненной связи с данной организацией), и физических лиц. Маршрут движения входящих документов зависит от того, кто является автором документа (вышестоящая, подведомственная или несоподчиненная организация), от значимости и сложности вопросов, изложенных в документе, а также от структуры организации и принятой в организации технологии работы с документами. Обработка входящих документов предполагает, как правило, их: · получение и первичную обработку; · регистрацию и предварительное рассмотрение; · рассмотрение руководством и передачу работникам для исполнения, ознакомления, использования; · исполнение, использование, ознакомление. Независимо от используемой технологии обработки документов принятая схема работы с ними должна позволять документам оперативно проходить все необходимые стадии и этапы их обработки, при этом не обусловленные необходимостью инстанции и действия с документами должны быть исключены. Для соблюдения данных принципов на практике могут использоваться следующие приемы работы с документами: · централизация операций по приему, первичной обработке документов (например, все документы, поступающие в организацию различными способами доставки (по почте, факсу, электронной почте и др.), обрабатываются только в службе ДОУ); · максимальное сокращение числа инстанций прохождения документа, не обусловленных деловой необходимостью (например, предварительное рассмотрение документов, адресованных руководителю организации либо без указания конкретного адресата, позволяет исключить передачу документа на рассмотрение должностным лицам и подразделениям, к компетенции которых не относится содержание документа); · исключение или максимальное ограничение возвратных движений документов (например, работник службы ДОУ сначала вносит в регистрационно-контрольную карточку данные о поступлении документа, а затем, после его рассмотрения руководством организации, вносит в ту же РКК данные резолюций; если после каждого рассмотрения этого же документа, например, начальником отдела документ будет возвращаться в службу ДОУ для внесения в РКК данных об исполнителе и сроках исполнения документа, то время движения документа — от получения до исполнителя — значительно увеличится); · однократность регистрации документов (документы, поступающие в организацию, регистрируются один раз при поступлении; в зависимости от принятой схемы организации делопроизводства регистрация документов может осуществляться в службе ДОУ организации или в конкретном структурном подразделении); · организация предварительного рассмотрения документов (распределение документов, поступивших в организацию, на документы, направляемые на резолюцию руководителю, его заместителям и передаваемые на исполнение непосредственно в подразделения); · вынесение конкретных резолюций, по возможности точно определяющих исполнителя, поручение, срок исполнения; · организация параллельного рассмотрения (исполнения) документов одновременно несколькими работниками (копирование проекта документа или передача его по электронной почте одновременно всем заинтересованным лицам); · максимальное единообразие в порядке прохождения и процессах обработки основных категорий документов (например, все входящие документы должны проходить одинаковые стадии обработки). Если в организации используются различные средства автоматизации делопроизводства, то организация документооборота должна обеспечивать совместимость традиционной и автоматизированной обработки документов. Следует отметить, что порядок работы с документами в организации должен быть закреплен в инструкции по делопроизводству или ином локальном нормативном правовом акте, регламентирующем организацию делопроизводства в данной организации. Рассмотрим некоторые особенности работы с входящими документами после их получения организацией. Основные правила организации работы с документами, в том числе с входящими, установлены гл. 8 «Организация работы с документами» Инструкции по делопроизводству. Вся поступающая в организацию корреспонденция принимается и обрабатывается службой ДОУ. Поступившие конверты (пакеты) вскрываются, за исключением присланных в адрес общественных организаций или имеющих пометку «Лично», которые передаются адресату. Упаковка документов, поступивших на съемных машинных носителях (дисках, дискетах и др.), не вскрывается, обработке подлежит только сопроводительная документация. На всех поступивших документах в правом нижнем углу первого листа проставляется отметка о поступлении (регистрационный штамп). Все поступившие в организацию документы разделяются на регистрируемые и нерегистрируемые. Если в организации используется смешанная либо децентрализованная схема делопроизводства, то документы, подлежащие регистрации в структурных подразделениях, передаются по назначению исполнителям. На нерегистрируемых документах, печатных изданиях, документах-приложениях, бланках документов регистрационный штамп не проставляется.
Материал опубликован частично.
Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023