"Секретарское дело" № 10/2014 |
Конфликтные ситуации на работе — вещь абсолютно естественная. В любой компании сосуществуют абсолютно разные люди, со своими особенностями, проблемами и странностями. Разумеется, с течением времени каждый трудовой коллектив растет и развивается, в результате чего неизбежно возникают расхождения в понимании целей и способов работы. Таким образом получается, что конфликтов нельзя избежать, они закономерны. Но давайте зададим себе вопрос: а стоит ли их избегать в принципе?
Как утверждают современные психологи, ценность конфликта для развития коллектива заключается в том, что обнажаются недостатки и просчеты в организации работы. Иными словами, плох не сам конфликт, а деструктивное поведение в конфликтной ситуации. Традиционно психологическая литература делала акцент на разрешение конфликта, подчеркивая, что его можно и необходимо разрешить: достичь идеального бесконфликтного состояния, когда люди работают и взаимодействуют в полной гармонии с самими собой и окружающими. Тем не менее, повседневная практика показала, что: · большинство усилий, прилагаемых к полному устранению конфликтов, как правило, оказываются тщетными; · конфликты, кроме негативной функции, способны нести и позитивное начало. Следовательно, необходимо перенести акцент с устранения конфликтов на контроль или управление ими. Психологи выделили следующие пять способов регулирования конфликтов. 1. Конкуренция как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб оппоненту. 2. Приспособление, означающее принесение в жертву собственных интересов ради оппонента. 3. Компромисс (нейтральный вариант). 4. Избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. 5. Сотрудничество, когда участники ситуации приходят к консенсусу, удовлетворяющему интересы обеих сторон. Причем при избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха. При таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, возможны два варианта: или один из участников в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, поскольку идут на уступки друг другу. Только одна стратегия — сотрудничество — приносит выигрыш двум сторонам. Для наглядной демонстрации наиболее ярких качеств и моделей поведения в конфликтах каждую из ситуаций можно представить в виде образов тех или иных животных. Подобные навыки пригодятся вам не только в профессиональной деятельности, но и в межличностных отношениях.
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ («МЕДВЕДЬ») В бухгалтерии в одном кабинете работали две сотрудницы: молодая Алина и дама предпенсионного возраста Анна Никифоровна. Несмотря на то, что круг обязанностей у них был разделен, Анна Никифоровна регулярно вмешивалась в работу молодой коллеги: давала ей советы, указывала на ошибки. Алина всячески старалась держать себя в руках, но самооценка, тем не менее, неумолимо падала. Спустя какое-то время старшая коллега обратила внимание на то, как выглядит Алина, попыталась научить ее жизни, и девушка решила, что проще сменить гардероб, нежели конфликтовать с Анной Никифоровной. Да и прислушаться к советам опытного в житейских тонкостях и нюансах человека не мешало бы. Скорее всего, это просто беспокойство за юную жизнь. В данной ситуации очевидно, что Анна Никифоровна заботится о своей коллеге из лучших побуждений. Впрочем, в любом случае старшему специалисту необходимо понимать, что отношения «дочки-матери» имеют свои границы и рамки. И советы относительно внешности или личной жизни своей молодой коллеге нужно давать в максимально деликатной форме, не требуя их исполнения. Ведь младший бухгалтер имеет полное моральное право поставить на место свою наставницу. И будет прав. Почему мы выбираем данную модель поведения · Приоритетная задача — восстановление спокойствия и стабильности. · Желание сохранить мир и добрые отношения с другими людьми гораздо важнее отстаивания собственных интересов. К тому же, и вы это понимаете, утверждение своей точки зрения требует много времени и значительных интеллектуальных усилий. · Приходит понимание того, что итог намного важнее для другого человека, чем для вас.
Материал опубликован частично.
Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023