+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Кто такая карьеристка?

"Секретарское дело" № 04/2014

••• Кто такая карьеристка?



Марина Гладкая


В наших широтах так сложилось исторически, что слово «карьера» имеет некоторый негативный оттенок. Дело в том, что в СССР слово «карьерист» звучало почти оскорбительно, а уж «карьеристка» и подавно. Буквально несколько десятков лет назад строить карьеру считалось делом неприличным, как-то «не по-нашему».

Куда большее уважение вызывал тридцатилетний ударный труд на одном и том же рабочем месте на благо общества, то есть в некотором смысле поощрялся трудоголизм. Когда о человеке говорили, что он карьерист, это делалось, как правило, с определенной долей презрения. Ведь при этом подразумевалось, что такой человек карабкается по служебной лестнице наверх, не выбирая методов и средств: идет по головам, расталкивая всех локтями, подсиживает, плетет интриги, подставляет. Считалось, что для карьериста важнее престижная должность и высокий пост, нежели общечеловеческие ценности: любовь, семья, дружба, добрые отношения с коллегами. И любить свою работу — это совершенно нормально, а вот ставить целью всей жизни исключительно продвижение по карьерной лестнице (что, кстати, характерно для трудоголизма) — это уже некоторое психологическое отклонение.

И лишь не так давно общественное мнение «разрешило» делать карьеру. В современном обществе это понятие обрело новый смысл. Карьеристами теперь принято называть людей целеустремленных, деятельных и самодостаточных, собственными силами прокладывающих себе дорогу к успеху, материальному благополучию, всеобщему признанию. Но как ни странно, все вышеперечисленное коснулось только сильной половины человечества — в современном обществе от них ждут, даже требуют непременного стремления к восхождению на высшие ступени карьерной лестницы.

А вот в отношении женского карьеризма ситуация неоднозначная. С одной стороны, женщины получили больше возможностей для профессионального роста. А вот с другой — зачастую карьеристка, как и в прежние времена, воспринимается как сухая, амбициозная, черствая, высокомерная, мужеподобная дама, одинокая и несчастная в личной жизни. Таким образом, в подавляющем большинстве случаев образ карьеристки рисуется в мрачных тонах: это женщина, у которой в голове исключительно работа, деньги и власть. Карьеристке вменяется использование нечистоплотных приемов для продвижения по карьерной лестнице, использование сослуживцев и даже руководителей в личных целях. Карьеристка лишена как чисто женских, так и общечеловеческих качеств: терпения, сочувствия, жалости, понимания. Это железная леди, не знающая усталости, умеющая профессионально плести интриги, выслуживаться пред вышестоящими начальниками и унижать подчиненных, раздавая бесконечные приказы и распоряжения.

При таком положении дел вряд ли кто захочет называть себя карьеристкой. Проще быть мягкой и пушистой, забросив все свои амбиции в дальний угол, и отсиживаться в тени более успешных коллег. Можно успокаивать себя тем, что осталась настоящей женщиной, кроткий и женственный. И жарить котлеты, растить детей, кормить и обстирывать мужа, следить за домом и изредка уделять время себе, любимой. И не особо важно, что, оставаясь «хорошей девочкой», женщина забывает о своей реализации и независимости, в том числе и материальной, о возможности развития, профессионального роста, признания заслуг и успехов.

Что такое карьера? Это продвижение в служебной, социальной, научной и другой деятельности. В теории управления персоналом карьера является результатом осознанной позиции, поведения человека в области трудовой деятельности, связанной с должностным или профессиональным ростом. Карьеру как траекторию своего движения человек строит сам, сообразуясь с собственными целями, желаниями и установками. Заметьте: о хождении по головам, подсиживании и интригах не сказано ни слова! Следовательно, карьеристка — это женщина, стремящаяся к успеху и признанию, движущаяся вперед.

Настоящая карьеристка должна уметь ставить цели и достигать их, понимать цену времени и деньгам, использовать любые возможности. Истинная карьеристка получает заряд энергии от идеально сделанной работы, успешно реализованного проекта. Высокая организованность способствует рациональному использованию времени, и женщина успевает не только переделать все дела, но и следить за собой, поддерживая безупречный внешний вид, повышать свой профессиональный уровень, посещать культурные мероприятия. Карьеристка идет в ногу со временем, и реализация на профессиональном поприще — всего лишь одна из граней ее яркой, насыщенной событиями жизни.

Неизбежным злом является то, что при отборе на руководящую должность к представительницам прекрасного пола предъявляются довольно высокие требования. К сожалению, срабатывает стереотип, согласно которому женщина должна быть, как минимум, вдвое лучше мужчины.

Что же касается личной жизни, то успешное совмещение карьеры и семьи — это золотая мечта большинства деловых женщин. Они постоянно ищут оптимальное решение, позволяющее быть хорошим руководителем и образцовой хозяйкой, заботливой супругой и лучшей на свете мамой. Исторически так сложилось, что мужчине достаточно было лишь убить мамонта, а вот забота о домашнем очаге, воспитании детей, быте неподъемным грузом ложилось на хрупкие женские плечи. А если добавить к этому столь нередкое сегодня явление, как ненормированный рабочий день, а также бесконечные стрессы от общения с некомпетентными сотрудниками, многочисленные командировки, сплетни на работе, корпоративные интриги, то становится ясным: для того, чтобы успешно совмещать роль хорошей жены и успешной бизнес-леди, нужно приложить очень много сил.

Так стоит ли овчинка выделки? Есть ли смысл преодолевать так много препятствий? Чтобы расставить все точки над i, необходимо разобраться, что карьеристка получает взамен жертвы, приносимой во имя успеха. А также чего лишается.

Плюсы успешной карьеры

Реализация своих талантов и возможностей, умение максимально проявить лидерские качества. Удачно складывающаяся карьера помогает не только удовлетворить свои амбиции, но и способствует постоянному развитию психологических и профессиональных качеств. По сути, это ежедневный тренинг, помогающий человеку стать лучше. Деловая женщина — это человек сильный, способный максимально реализовать себя. Самое главное — найти разумный баланс между бизнесом и другими гранями многообразного существования, и тогда жизнь станет гармоничной и счастливой.

Высокая заработная плата. Женщина, которая добилась успеха на работе, может ни в чем себе не отказывать и позволить то, что простой домохозяйке не по карману. Деньги дарят свободу и уверенность в себе. Вы чувствуете, что способны на все.

Разнообразный круг общения. Высокий должностной статус это практически гарантирует, что способствует быстрому и эффективному решению возникающих проблем без посредников.

Престиж и высокий социальный статус. К человеку, занимающему серьезную должность, окружающие относятся совершенно иначе. В данном случае карьера — это престижно, удобно и приятно.

Карьера накладывает определенный отпечаток на жизнь женщины, и зачастую это делает ее лучше и привлекательней в глазах мужчины. Очевидно, что деловая женщина в процессе своей деятельности в достаточной степени овладевает хорошими манерами, и эти навыки могут пригодиться ей не только на работе, но и в семье, и в неформальном общении с друзьями и противоположным полом.

Уверенность в себе и завтрашнем дне. Уверенный человек всегда удачлив. Почему? Да потому что он уверен в этом!

Кроме того, деловая женщина — это человек с отточенным чувством времени. В противном случае она бы вечно опаздывала на деловые встречи и ничего бы не успевала. Она здорова, иначе все ее далеко идущие проекты были бы обречены на провал. А также владеет грамотной и правильной речью, умеет произвести впечатление на собеседника

Минусы успешной карьеры

Тотальная нехватка свободного времени. Чем выше занимаемая должность, тем шире круг обязанностей и тяжелее груз ответственности. Чтобы как-то решить данную проблему, следует поработать над формированием профессиональной команды, прописыванием должностных инструкций для всех подчиненных и наличием в собственном расписании стихийно освободившегося времени. Для себя, любимой.

Конфликты в семье. Муж и дети также имеют право на внимание супруги и матери. Психологи разграничивают женскую карьеру: карьеру как суровую необходимость и карьеру как желание. В первом случае женщина вынуждена подниматься по карьерной лестнице с тем, чтобы обеспечивать себя и свою семью. Во втором карьера становится желанной целью в ущерб всем остальным областям жизни. Задайте себе вопрос: вы действительно хотите построить карьеру или же вы вынуждены это делать? Расставив приоритеты, пересмотрите свой плотный график для того, чтобы в выходные и во время отпуска посвятить свое время дому и семье. Иногда даже полчаса играют роль.

Постоянные стрессы. От них никуда не деться, ведь именно стресс сопровождает руководителя почти постоянно. Стрессы провоцируют эмоциональное истощение, обостряют хронические заболевания. Следовательно, нужно не забывать о себе и собственном здоровье: регулярные медицинские осмотры, сбалансированное питание, минимум один раз в неделю спортивный зал, бассейн, массаж или баня.

Мужской шовинизм и чрезмерная конкуренция. Следует быть готовой к тому, что мужчины станут воспринимать вас в штыки, а женщины завидовать и обсуждать за спиной. Необходимо постоянно держать руку на пульсе, чтобы не оказаться на второстепенных ролях. Постарайтесь сконцентрировать интересы на тех областях, где вы действительно способны добиться успеха, и воспринимайте мир бизнеса как сложную, но увлекательную игру.

Одиночество и утрата женственности. Проблема в том, что деловые женщины, как правило, дублируют поведение мужчин. Здесь и стоит искать причины появления тезиса о потере женственности и повышенной агрессии. От одиночества также никто не застрахован. Если вы сосредоточены только на карьере, то рискуете потерять семью. Решайте, что для вас важнее: занять руководящий пост или родить ребенка, просидеть до вечера в офисе или посетить салон красоты, купить новый кошелек или красивый шарфик.

Кроме того, карьеристка работает намного больше рядовых сотрудников офиса, зачастую ей приходится вести публичный образ жизни, в связи с чем всегда быть «при параде». Иногда даже складывается впечатление, что карьеристка не думает о будущем, если это не будущая деловая встреча или проект либо же будущее компании в целом.

Рекомендации для карьеристки

Зачастую карьерный рост зависит от умения общаться. Если оно у вас не очень развито, даже будучи отличным специалистом, вы не сможете шагнуть на высокую должность. Поэтому следует работать над собой. Карьерному росту может помешать и чрезмерная общительность. Любительницы поболтать редко достигают карьерных высот, поскольку их поведение сильно раздражает окружающих.

Не берите на себя роль всезнайки. Если у вас не спрашивают совета, лучше его не давать. Дело в том, что навязчивый советчик далеко не всегда нужен, даже если он совершенно искренне желает помочь.

Учитесь правильно реагировать на критику. Кто этого не делает, вызывает в окружающих раздражение. Ведь равнодушие к критике — это неуважение к тому, кто ее высказывает. К тому же это барьер в профессиональном росте — не зря говорят, что одна голова хорошо, а две лучше. Когда вас критикуют, вы получаете превосходный шанс посмотреть на себя со стороны.

Избегайте панибратства с шефом. Некоторые руководители любят показать себя в роли «отца» коллектива. Но если в ответ на это вы начинаете общаться с ним на «ты», дружески хлопать по плечу и пытаться поделиться проблемами, начальник предпочтет держаться подальше. Идеальный вариант — быть с боссом искренним, поддерживая теплые отношения, и в то же время дать ему понять, что знаете свое место.

Помните, что свое остроумие, холодность, расчетливость и непробиваемость лучше оставлять в рабочем кабинете — дома они вам не нужны, это совершенно другое пространство, где не существует никого, кроме вашей семьи. Рядом с близкими людьми нужно забыть о своем положении и позволить себе стать просто любящей женой, заботливой мамой или просто уставшей женщиной, которая нуждается в крепком плече супруга.

Попробуйте выделить время на приятное для вас дело, чтобы гармонизировать женское начало, например, на вышивание или вязание, почитайте стихи или любовный роман, займитесь йогой. Открывая дверь квартиры, постарайтесь остановить «счетчик», работающий в вашей голове. Секрет в том, что в течение рабочего дня вы находитесь в «мужском» состоянии, в вас активизирована мужская энергия, направленная на достижение результата, борьбу с конкурентами, зарабатывание денег. В это время женская энергия дремлет, ожидая своего часа. Поэтому дома очень важно быть, в первую очередь, женщиной, а не руководителем: нежиться со своим мужчиной, общаться с детьми, готовить всей семьей ужин. В противном случае женская энергия не найдет проявления.

Не стоит все общение дома сводить к рабочим вопросам. Не забывайте говорить мужу, как сильно в нем нуждаетесь. За подобное отношение к себе мужчина многое готов простить. Чтобы он чувствовал себя нужным, просите его о чем-либо, то есть демонстрируйте, что он вам необходим. И здесь речь идет не только о материальном ресурсе. Дело в том, что баланс «брать-давать» нарушается, если женщина совсем ни о чем не просит, а любую помощь супруга воспринимает как должное. В результате жизнь семьи постепенно наполняется обидами, раздражением и конфликтами.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023