+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Разговор с психологом. Психология восприятия цвета

"Секретарское дело" № 03/2014

Разговор с психологом. Психология восприятия цвета



Яна Сурганова


Влияние цвета на психологическое и эмоциональное восприятие людьми различных явлений давно изучается психологами. Каждый человек понимает и видит цвета индивидуально, имеет свое персональное представление о гармонии.

К тому же одним легче воспринимать цвет, а другим — форму. В сетчатке человеческого глаза есть так называемые «палочки» и «колбочки». Первые обеспечивают восприятие тона, вторые — цвета. Количество тех и других у всех индивидуально, следовательно, воспринимаются цвета и формы по-разному.

У мужчин в сетчатке глаза «палочки» в большинстве, у женщин преобладают «колбочки». Поэтому для прекрасной половины большую ценность имеет цвет, который создает соответствующее настроение. Мужчины же смотрят внутрь, на форму и содержание.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что первое, на что мы реагируем, это цвет? Вечернее платье насыщенно красного цвета мимо воли заставляет снова и снова останавливать свой взгляд на его обладательнице; ванная комната с розовыми стенами и такого же цвета аксессуарами будет выглядеть забавно и заставит улыбнуться. А человек, одетый во все черное, вряд ли вызовет в вас приступ энтузиазма и безудержного веселья.

Цвета обладают чрезвычайно сильным психологическим влиянием и оказывают довольно сильное воздействие на наше настроение, на принятие нами тех или иных решений. Это происходит на уровне подсознания. Причина в том, что эмоциональная реакция человека на цвет очень сильна. Та или иная цветовая гамма способна поражать, настораживать, успокаивать, очаровывать. Вспомните светофор: мы все прекрасно знаем, что красный обозначает «стой!», а зеленый «иди!». Невеста, как правило, всегда в белом, а черный — цвет траура и печали. Счастливому человеку все видится «в розовом цвете», а романтик упивается «голубыми мечтами»… Многие скажут, что это всего лишь дань традициям, и будут, безусловно, правы. Но на эмоциональное восприятие цветов влияют не только обычаи, но и различные физиологические факторы. Даже правильнее сказать, что физиология здесь первична, а уже следом возникали традиционные значения цветов.

С одной стороны, восприятие цвета складывается из физиологических особенностей ваших глаз и от состояния нервной системы, жизненного опыта и окружающей обстановки. С другой, из школьного курса физики всем известно, что цвета — это излучения, имеющие волны различной длины и характеризующиеся различной степенью отражения, рефракции и поглощения. Глаз воспринимает цвет, и в мозге моментально начинается процесс, отзывающийся в нервной системе.

Взять, к примеру, так называемые «горячие» цвета — красный, оранжевый, желтый. Они имеют наибольшую длину волны, и для их восприятия требуется значительное количество энергии. Это цвета активно-наступательного характера, которые оказывают стимулирующее воздействие на мозг и увеличивают чистоту пульса и дыхания. Холодные же цвета — зеленый, голубой их оттенки — коротковолновые, в связи с чем легко воспринимаются. Вызываемое ими успокоение связано с некоторым замедлением метаболизма.

Помимо естественной реакции нашего организма в восприятии цвета немаловажную роль играет жизненный опыт. Согласитесь, на должность главного бухгалтера вы бы скорее приняли даму в элегантном темно-синем костюме, нежели леди в разноцветной кофточке. Или, к примеру, адвокат в канареечном костюме вряд ли вызовет у вас доверие. Чувства и эмоции наверняка будут несколько иными.

Понятие «цветовой коммуникации» можно отнести не только к области одежды, но также к рекламе и дизайну. Поэтому важно знать, какое именно влияние оказывают цвета на повседневное поведение людей.


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023