+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Общение как неизбежное зло. Пять поучительных историй

"Секретарское дело" № 02/2014

Общение как неизбежное зло. Пять поучительных историй



Яна Сурганова


Постоянно сталкиваясь на рабочем месте с большим количеством людей, было бы наивно полагать, что со всеми вам удастся наладить превосходные и уважительные отношения. Причем поведение некоторых людей иногда реально озадачивает: казалось бы, в спокойной и доброжелательной рабочей обстановке и производительность труда выше, и настроение лучше. Но нет, нравится некоторым особам грубить, сплетничать, демонстрировать трудовому коллективу свою якобы избранность или беспрестанно жаловаться на жизнь. Подобные ситуации могут превратить в кошмар даже самую интересную и высокооплачиваемую работу.

Как бороться с подобным поведением людей?

История первая. Хамоватый вахтер

Каждое рабочее утро Инна страшно раздражалась. Виной тому были не пробки на дорогах и даже не отсутствие нормальной личной жизни. Причиной отвратительного настроения был вахтер Арсений Петрович, мужчина в возрасте, который по большому счету в своей жизни не добился ничего. Что тем не менее не мешало ему устанавливать свои персональные порядки на вверенной ему территории. Каждый проход девушки мимо Арсения Петровича превращался в театральное шоу. Сделав грудь колесом, вахтер, как ему казалось, важно вопрошал: «Кто такая? Предъяви пропуск! Почему ноги у входа не вытерла? Нанесут грязи, а мне убирай! И пакетик раскрой, вдруг там бомба!». Столь тщательному досмотру из всей организации подвергалась почему-то только Инна. Причем Арсений Петрович прекрасно знал сотрудницу в лицо.

Тем не менее попытки как-то усмирить чересчур рьяного вахтера оказывались тщетными. Вежливость воспринималась им как слабость, а ругаться с пожилым человеком не позволяло воспитание. Опять же, сколько Инна себя помнила, мужчина всегда таким был. Но и терпеть ежедневное хамство не хотелось.

Как правило, хамство — это попытка словесно унизить человека и таким образом продемонстрировать значимость в собственных глазах. Таким образом человек, говорящий грубости, просто-напросто хочет самоутвердиться и доказать всему миру, что он — не пустое место и его мнение должны принимать во внимание и уважать. Зачастую хамами руководит чувство страха. Такой человек боится, что его кто-то заденет за живое или обидит, а он не сумеет дать достойный отпор. Поэтому он первый лезет на рожон, высказывая свои претензии и не давая собеседнику опомниться. Также случается, что грубость — это лишь реакция на какую-то душевную рану. В таком случае при малейшем посягательстве на личное пространство от обиженного человека можно услышать поток брани, при котором невольно хочется ответить ему тем же. Или нахамить еще кому-нибудь. Таким образом оскорбления передаются по цепочке, разорвать которую может лишь тот, кто владеет приемами, позволяющими защититься от необоснованных «наездов» и поставить обидчика на место. В случае с Инной не стоит молчать и «проглатывать» обиду. Психологи советуют использовать один из следующих способов.

1. Вежливая глупость. Суть его в том, чтобы на все грубости задавать уточняющие вопросы. При этом разговаривать нарочито вежливо и спокойно. Например, на фразы вахтера «Почему ноги у входа не вытерла? Нанесут грязи, а мне убирай!» следует внимательно посмотреть на собеседника и уточнить: «А что вы имеете в виду?». Это может привести человека в некоторое замешательство. Вероятнее всего, он скажет: «Я имею в виду, что нечего тут ходить с утра до ночи, грязь по полу растаскивать!». Тогда вы поинтересуйтесь: «Вы хотите сказать, мне следует входить в здание каким-то другим путем?»

Обычно при такой тактике надолго обидчика не хватает — словесный поток попросту иссякает.

2. Согласие. Суть второго способа сводится к тому, чтобы согласиться с претензиями грубияна, а потом попросить помочь его решить возникшую проблему. В ситуации с вахтером можно ответить: «Вы правы! Вот в музеях, например, на входе выдают бахилы. Может, и у нас ввести такое правило, как вы считаете?». После такого ответа вахтер наверняка сменит тему.

3. Поиск смысла. А можно ответить вахтеру в таком духе: «Простите, но я не могу попасть на работу, минуя ваш пост. Смена места работы в мои планы, так же, вероятно, как и в ваши, не входит. Так может нам стоит поискать способ с уважением относиться друг к другу?»


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023