"Секретарское дело" № 06/2013 |
В любой организации независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности, направления и специфики создается большое количество документов, в которых фиксируется решение вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности компании, ее структурных подразделений и отдельных должностных лиц. Локальные нормативные правовые акты (далее — ЛНПА) выступают в роли своеобразных «фиксаторов», определяя направления, условия развития и функционирования предприятия. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон о НПА) под нормативным правовым актом понимается официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. ЛНПА является нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций. Часто понятие «локальные нормативные правовые акты» связывают с отношениями между организацией (ее руководством) и работниками, то есть с трудовыми отношениями. Во многом от уровня разрешения вопросов в этой сфере зависят и производительность предприятия, и его прогрессивное развитие. Трудовое законодательство дает свое определение ЛНПА, применяемое сугубо к трудовым отношениям. Это коллективные договоры, соглашения, правила внутреннего трудового распорядка и другие нормативные акты, принятые в установленном порядке, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения у конкретного нанимателя. В организациях издаются и действуют те ЛНПА, право на издание которых им предоставлено законодательством и учредительными документами. Как правило, к таким документам относятся положения, инструкции, правила и т.п. Нормативно закрепленного определения понятия «правовой акт» в законодательстве Республики Беларусь нет, однако оно может быть определено в соответствии с нормой ст. 3 Закона о НПА, согласно которой правовые акты, принимаемые (издаваемые) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанные на иное однократное применение, не являются нормативными. На этом основании к правовым актам организации должны быть отнесены приказы, распоряжения, иные распорядительные документы. Указанные правовые акты могут иметь как нормативный, так и ненормативный характер. Например, приказ о внесении изменений в правила внутреннего трудового распорядка будет являться ЛНПА, а приказ о приеме на работу — локальным правовым актом (ненормативным). Каждый из этих документов имеет собственное назначение и несет определенную нагрузку. Более подробно остановимся на некоторых из ЛНПА, наиболее часто встречающихся в деятельности любой организации.
Материал опубликован частично.
Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023