+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Культура речевой деятельности и техника речи

"Секретарское дело" № 10/2012

Культура речевой деятельности и техника речи


Ольга Наталевич,
кандидат филологических наук, доцент кафедры белорусского и русского языков Белорусского государственного экономического университета


Создатель системы актерского искусства Константин Сергеевич Станиславский писал: «Я понял еще, что все люди как в жизни, так и на сцене говорят ужасно. Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо буквы Ш произносим ПФА, вместо Л говорим УА. Согласная С значит у нас, как ЦС, а Г превращается у некоторых в ГХА. Прибавьте к этому оканье, аканье, шепелявость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие. Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа».

А теперь задумайтесь: какие недостатки присущи вашей речи? Не только актеру, любому человеку, считающему себя культурным и образованным, необходимо уметь говорить красиво и правильно.

Культура речевой деятельности — это культура владения словом, обмен сообщениями с наивысшей эффективностью. Это система знаний, умений и навыков по осмыслению ситуаций, порождению и восприятию высказывания.

Показателями культуры речи в деловом общении являются:

· словарный состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);

· словарный запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает);

· произношение (знание особенностей артикуляции и владение орфоэпическими нормами языка);

· грамматика (деловая речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых специфических отличий. Так, центральное место в деловой речи должно быть занято существительными, а не глаголами);

· стилистика (к хорошему стилю речи предъявляются такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).


Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала 

оформить подписку на журнал


info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023