"Секретарское дело" № 09/2012 |
Не каждая организация может позволить себе сохранить в течение длительного времени все документы, образующиеся в ее деятельности. К тому же обилие документов затрудняет работу с ними и требует дополнительных затрат. В связи с этим деятельность организации невозможна без проведения экспертизы научной и практической ценности документов, которая позволяет выделять в документальном фонде организации документы, подлежащие длительному хранению или же уничтожению. Согласно законодательству под экспертизой ценности документов понимается определение научно-исторической, социально-культурной ценности и практической значимости документов с целью установления сроков их хранения и отбора на хранение (п. 173 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиций Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4). Таким образом, основной целью экспертизы ценности является определение ценности документов и установление сроков их хранения. Отбор документов на архивное хранение осуществляется уже после указанных выше процедур. Выделяя документы к уничтожению, нельзя забывать, что утраченное возобновить почти невозможно, следовательно, к этому процессу необходимо подходить с большой осторожностью. Экспертиза ценности документов проводится с учетом определенных принципов и критериев, которые помогают определить значимость этих документов. Согласно п. 48 Правил работы архивов государственных органов и иных организаций, утвержденных постановлением Министерства юстиций Республики Беларусь от 24.05.2012 № 143, экспертиза ценности документов проводится на основе принципов историзма, комплексности и всесторонности. Принцип историзма предполагает оценку содержания документов исходя из исторической обстановки, в которой действовала организация, в деятельности которой образовались документы. Принцип комплексности — оценку документов с учетом их места и значения в составе сложившегося комплекса документов (документального фонда) организации, а также их взаимосвязи с документами других организаций. Принцип всесторонности — оценку документов с точки зрения отражения ими различных сторон материальной и духовной жизни человека и общества. Необходимо отметить связь анализа всех сторон документа как всех факторов действительности, выделение главных, существенных в их единстве, взаимосвязи с другими документами. Основными группами критериев при проведении экспертизы ценности являются критерии происхождения, содержания, внешних особенностей документов (п. 49 Правил работы архивов). Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023