+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Культура: деловая и коммуникативная

"Секретарское дело" № 08/2012

••• Культура: деловая и коммуникативная


Ольга Наталевич, 
кандидат филологических наук, доцент кафедры белорусского и русского языков Белорусского государственного экономического университета 



Культура — это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом.

Фридрих Ницше

Культура не существует вне человека. Она изначально с ним связана и порождена тем, что люди постоянно стремятся искать смысл жизни и деятельности. Нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры.

Культура человека проявляется в мыслях, поведении, внешнем виде, высказываниях, отношении к вещам, объектам, явлениям, ценностям. Культура подобна плющу. Плющ переплетает каркас из палок, чтобы образовать прекрасное зеленое обрамление зданий или балконов. Культура как невидимый плющ переплетает все виды деятельности и отношений, создавая идеальный образ корпорации, который всеми оценивается как образ высококультурной организации.

Сегодня мы поговорим о культуре деловой и коммуникативной.

Деловая культура — это культура бизнеса, способ самоорганизации и самомотивирования людей, направленный на эффективность извлечения прибыли. Это определенные правила поведения в сфере деловой активности, корпоративные традиции и обычаи, рабочий этикет и нормы, которые могут быть как официально закреплены в локальных нормативных правовых актах, так и внедряться в массы в качестве проводимой компанией официальной политикой. Эта система регулирует деловую активность, целью которой является развитие дела.

Деловая культура, как и многие явления корпоративной отрасли, пришла к нам с Запада и адаптировалась под отечественные реалии, поэтому многие моменты могут быть нам не до конца ясны или же вызывать неоднозначную оценку. При ее внедрении очень важно дать сотрудникам понимание, зачем все это делается. Если люди будут видеть, что соблюдение каких-то норм происходит потому, что это что-то улучшает в их жизни, делает ее приятнее, повышает качество, то они будут охотнее соблюдать правила. В противном случае это может быть воспринято как самодурство и насилие. И реакция будет негативной.

В целом, культура делового общения представляет собой важнейший элемент экономической культуры.

Коммуникативная культура включает в себя знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, что позволяет установить психологический контакт с деловыми партнерами, добиться точного восприятия и понимания в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров и направлять его к желательному результату.

В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, предупредительность, пунктуальность.

Вежливость — это умение уважительно общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположную точку зрения. Она считается выражением хороших манер и знания этикета, позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях. Вежливость — культурный феномен, поэтому то, что считается вежливым в одной культуре, другим может показаться грубым или странным.

Корректность— строгое соблюдение в словах и поступках требований вежливости, долга, умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего конфликтных. Особенно важно корректное поведение в спорах, когда появляются новые конструктивные идеи, проверяются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в обычную склоку.

Тактичность—чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, личных и служебных отношениях. Это умение чувствовать границу, за которой в результате слов или действий у людей, с которыми мы общаемся, может возникнуть обида. Тактичность дает возможность не замечать ошибок и культивировать достоинства людей, освобождает от грубости и прямолинейности, развивает внимательность по отношению к миру и людям, придает силы для достойного поведения в любом окружении и любой ситуации.

Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей, умение сопоставить свою самооценку с оценкой окружающих людей. Скромный человек тихий, он не превозносит себя, искренне интересуется окружающими не менее, а зачастую более чем собой, уважает принятые в обществе нормы морали и нравственности, готов признавать и уважать достоинства других людей. Антиподами скромности являются тщеславие, гордыня, заносчивость, наглость, нахальство.

Предупредительность — это стремление первым оказать любезность избавить другого человека от неудобств и неприятностей. Предупредительный человек всегда готов оказать услугу, он внимательный, крайне обязательный, предупреждающий желания и намерения, исполненный учтивости и услужливости.

Пунктуальность — одно из важнейших качеств успешного делового человека. Это крайняя аккуратность, систематичность, неотступное следование каким-либо правилам, условиям, точный временной расчет, внутренняя самодисциплина и уважение к окружающим. Пунктуальный человек обязательный в своих словах и ответственный в поступках.


Почти каждый из нас знает поговорку «Точность — вежливость королей». Однако не всем известно, что это всего лишь часть поговорки. Полностью это высказывание звучит так: «Точность — вежливость королей и долг всех добрых людей». Это высказывание французского короля Людовика XIV фактически послужило причиной бурного развития этикета в Европе. С тех пор в обществе пунктуальность, точность и умелое обращение со своим и чужим временем ценились очень высоко.

Коммуникативная культура делового общения — своего рода негласные правила этикета, принятые в деловом мире. Это не только особая форма поведения, соответствующая ситуации, но и система, заключающая в себе речевую, логическую, невербальную, психологическую составляющие. Деловая культура также подразумевает под собой психологию общения. Ведь деловая беседа и коммерческие переговоры ведутся по разным сценариям, равно как и служебный телефонный разговор, деловые совещания, общение с сослуживцами, подчиненными или руководителем. 


info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023