Монич Ядвига
Умение делать комплименты — это специальное психологическое искусство, которому стоит поучиться.
С чего начинается наша симпатия к человеку? Как правило, с того, что он подчеркнул некое наше достоинство. Сказать комплимент (а не грубо польстить), задевающий потаенные струны души человека, к которому он обращен — залог ваших успехов в отношениях с ним.
Комплименты имеют несколько функций. С их помощью можно:
- расположить к себе;
- вызвать у человека положительные эмоции;
- стимулировать какое-либо действие: «Ты так хорошо разбираешься в компьютерах! Ты не поможешь мне разобраться в этой программе?»;
- внушить уверенность в победе, снять эмоциональный «зажим»: «Вы так хорошо умеете говорить и всегда так аргументированно отстаиваете свою точку зрения, что большинство участников совещания будет на вашей стороне»;
- вызвать раскаяние: «Я всегда считала, что тебе можно доверять. Как же ты могла так поступить?».
Конструкции комплиментов бывают следующих видов:
- простые: «Ты замечательный человек, Оля!»;
- в форме сравнения, метафоры: «Ты — как майская роза»;
- в форме антитезы. Свои качества слегка умаляются, на фоне чего достоинства собеседника автоматически становятся ярче. Например: «Мне не хватает твоей решительности»;
- в форме парадокса. Начало фразы отрицательное, а завершение — положительное: «Сначала вы показались мне надменным снобом, но поработав с вами неделю, я поняла, что это не так»;
- косвенный комплимент (хвалят объекты любви и гордости, увлечения, хобби и т.д.): «Какая у вас красивая машина!».
Комплименты могут иметь разную направленность:
- на внешность;
- на внутренний мир человека (эти комплименты значительно выигрывают по сравнению с первыми по своему воздействию);
- на профессиональные качества;
- на объекты гордости, любви и хобби.