+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Лучший друг офиса: быстрый переход на «ты»

"Секретарское дело" № 10/2011

••• Лучший друг офиса: быстрый переход на «ты»

Даша Астафьева



Работая в офисе, мы не обязаны дружить с коллегами. Достаточно справляться со своими основными обязанностями и соблюдать элементарные правила вежливости. Однако на практике неформальное общение совсем не лишне.

Причин достаточно много. Часто получается так, что со своими коллегами мы проводим больше времени, чем с семьей и друзьями — полная рабочая неделя этому очень способствует. Дружественное общение помогает снять стресс, да и в работе помогает. К тому же для многих коллективов характерна психология в стиле «кто не с нами, тот против нас». Иначе говоря, даже в человеке, не нарушающем правила, но остающемся в стороне, для группы людей есть нечто подозрительное.

Отказываться от неформального общения все же не стоит. Другой вопрос — как его организовать. Далеко не все легко идут на контакт с незнакомыми людьми. Да и риск показаться слишком навязчивым отпугивает. Поэтому действовать нужно осторожно, но именно действовать, а не ждать, когда все разрешится само собой.

Как дела?

Обычно этот вопрос задается исключительно из вежливости. В английском языке фраза How do you do? служит синонимом слова «Здравствуйте». Это не тот вопрос, на который нужно отвечать. Да и в русскоязычной культуре мы чаще всего ограничиваемся нейтральным ответом «Нормально».

Что тут поделать… Скромность и застенчивость порой не позволяют поделиться чем-то по-настоящему важным. А между тем внимание к собственной жизни человек чаще всего ценит. Это не значит, что нужно обязательно провоцировать его на разговор по душам и добиваться посвящения в личные тайны. Достаточно помнить о тех событиях, которые имеют для него важное значение.

Допустим, в беседе коллега упомянула, что в эту пятницу ее пригласили стать крестной мамой. В понедельник можно поинтересоваться, как все прошло, демонстрируя, что вы не пропускаете слова мимо ушей, а проявляете участие.

К тому же многие факты из жизни коллег можно найти в интернет-пространстве — на их сайтах или в блогах. За этим тоже следует следить. В социальных сетях люди, как правило, более открыты и могут поделиться переживаниями с интернет-сообществом. Ну а вы в реальной жизни можете поздравить или посочувствовать — в зависимости от обстоятельств.

Агент на задании

Подслушивать нехорошо. Этому нас учат с детского сада. Но подслушивание подслушиванию рознь! Если человек хочет сохранить секрет, он отводит собеседника в сторону и понижает голос. Если же он говорит громко и не стесняется присутствующих, можно стать невольным участником разговора.

Это так называемое дружелюбное подслушивание. С его помощью новому сотруднику проще составить более точное представление о своих коллегах. В неформальных разговорах можно узнать о вкусах, предпочтениях, даже состоянии здоровья.

Такой метод не просто сближает, но и довольно часто способствует рабочему процессу. Например, вы услышали, что сотрудница жалуется на плохое самочувствие. Предложите ей свою помощь, попросите начальника отпустить ее пораньше. Дело в том, что за себя мы просим не так часто и не так уверенно, как за другого человека. Это опять же черта нашей культуры — мы склонны к самопожертвованию. Поэтому сама коллега не решится просить помощи, зато, скорее всего, с готовностью примет ее.

Час трапезы

Когда люди более склонны к разговорам? Правильно, при совместном употреблении пищи. Вспомните: большинство праздников мы проводим именно за столом, там же собирается вся семья во время обедов или ужинов. Мы к этому с детства привыкаем, поэтому и беседы при таких обстоятельствах завязываются легче.

Сотруднику, который еще плохо знаком с коллективом, отправиться вместе со всеми в кафе или на кухню не так просто. Пригласили — замечательно. А если не пригласили? Напроситься можно, только это вряд ли добавит коллективу дружеских чувств. Более выгодный вариант — стать приглашающим.

И вовсе не обязательно для этого готовить обед из трех блюд на весь офис. Достаточно принести домашнее печенье и собрать коллег за чаем. Как минимум одна тема для разговоров уже появилась!

Не стоит отказываться от внерабочих мероприятий. Подобные традиции сближают сотрудников как раз на неформальном уровне. Это может быть совместный поход в кафе в пятницу вечером или выезд на природу в выходные. Даже если приглашают посидеть вместе со всеми в баре, лучше согласиться. Не пьете? Так ведь в баре можно и сок заказать! Зато более подходящие условия для дружеской беседы и представить сложно.

Собой и только собой

Совет оставаться собой дается во многих ситуациях. Увы, это не так просто, как может показаться. Когда мы попадаем в незнакомую среду (которой считается и новый офис), включается особый защитный механизм: нам хочется представить себя в лучшем свете. Нам важно, чтобы коллектив, составляющий в этот момент первое впечатление, нас принял.

В школе и детском саду было принято хвастаться количеством игрушек и «крутостью» родителей. В зрелом возрасте ставка делается на себя и свои достижения. И опыт работы большой, и знания просто бесценные. Причем если увлечься, то и самого скромного на первый взгляд сотрудника примут за нарцисса. А это не тот тип личности, который коллектив уважает.

Понятно, что волнение имеется. Новая работа — большой стресс. Но все же придется успокоиться и стараться вести себя максимально естественно. Не сообщать, конечно, всю свою биографию от рождения до сегодняшнего дня в первые полчаса, но и не пытаться подстроиться под какие-то негласные правила.

Лишний энтузиазм

От неловкости и скованности при общении с новым коллективом хочется избавиться как можно быстрее. Однако это не должно быть «слишком скоро». Описанные стратегии помогут наладить отношения с коллегами, если ими не злоупотреблять. Иными словами, если подслушивать, то только то, что говорится громко, а не встревать в каждый разговор. Если принимать приглашение в кафе, то не пытаться потом сосредоточить все внимание на себе любимом.

Не только вы испытываете настороженность. Сотрудники также склонны присматриваться к новому человеку в офисе. Они не знают, чего ждать, но вряд ли будут проявлять враждебность. Не стоит стремиться к тому, чтобы первое впечатление получилось идеальным. Главное, чтобы оно стало правильным.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023