+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Время делать ноги

"Секретарское дело" № 06/2011

••• Время делать ноги

Лиа Чквиани


Все знают, что поиск работы во время кризиса — задача не из легких. Поэтому ликование по поводу того, что после долгих мытарств вас наконец-то приняли на службу, вполне понятно и объяснимо.

Однако не спешите радоваться. Не зря же Трудовым кодексом предусмотрено такое понятие, как испытательный срок. Точнее, если строго следовать формулировкам, с работником заключается трудовой договор с предварительным испытанием. Период такого испытания может варьироваться, но не должен превышать трех месяцев.

За это время у вас есть возможность проявить себя с самой лучшей стороны, в полной красе раскрыть свой профессионализм, чтобы произвести благоприятное впечатление на начальство и, как результат, остаться работать в компании.

Но имейте в виду, что испытательный срок не только дает нанимателю время оценить вашу профпригодность и соответствие занимаемой должности. Он является и своеобразной гарантией для вас: за этот период можно осмотреться, прочувствовать расстановку сил в компании изнутри и решить, хотите ли вы делать карьеру именно здесь. Если ответ положительный, и вы подходите компании — мои поздравления: вы и работодатель нашли друг друга! В противном случае в период испытательного срока вы имеете полное право быстро и безболезненно уволиться. В каких случаях стоит это сделать?

«Как тебя угораздило?»

Этот вопрос вы сплошь и рядом слышите от своих знакомых в ответ на сообщение о том, куда вы устроились на работу. Даже если друзья и не высказывают своего мнения вслух, вы можете судить об их реакции по высоко поднятым бровям, кривым ухмылкам и сочувственному хмыканью. Репутация для компании не менее важна, чем для отдельно взятого человека. И если одно лишь упоминание названия фирмы вызывает негативную реакцию, это повод задуматься, стоит ли там оставаться.

А вообще, информацию о потенциальном работодателе лучше по возможности собрать заранее, до того, как ставить свою подпись под трудовым договором. Благо Интернет еще никто не отменял, да и слухами, как известно, земля полнится.

Все будет… позже

Вы уже вторую неделю исправно ходите в офис, но с официальным оформлением трудовых отношений никто не торопится: приказа о приеме на работу, а уж тем паче записи в трудовой книжке вы в глаза не видели. Конечно, может статься, что у отдела кадров дел по горло и до вас еще просто не дошли руки. Но лучше лишний раз уточнить, как обстоят дела, чтобы в один прекрасный день не оказаться у разбитого корыта.

Разумеется, можно потом пытаться отстоять свои права в суде: благо действующий Трудовой кодекс предоставляет работникам весьма убедительные гарантии защиты их прав. Но все же лучше сразу расставить все точки над «i».

Есть тут кто-нибудь?

В первый рабочий день вам показали рабочий стол, ознакомили с приказом о приеме на работу и правилами внутреннего трудового распорядка, вручили должностную инструкцию и… напрочь забыли о вашем существовании. Вы предоставлены сами себе и обо всем приходится узнавать «методом научного тыка».

Конечно, далеко не во всех компаниях есть HR-отделы, занимающиеся адаптацией персонала, но уделить новичку внимание в первые дни работы, ввести его в курс дел, представить новым коллегам и помочь влиться в коллектив просто необходимо. Ведь у каждой организации есть своя специфика, и даже у суперпрофессионала могут и должны возникнуть вопросы. А если всем наплевать на вас уже с самого начала, то что же будет дальше?

Довольствоваться малым?

Безусловно, не стоит ожидать, что в первый же день вам предоставят ноутбук самой навороченной модели, корпоративный мобильник и именной Parker с позолоченным пером. Но обеспечение рабочего места всем необходимым для выполнения работником профессиональных функций — прямая обязанность работодателя.

Если же персональный компьютер вам предоставили только к концу первой недели работы, к телефону до сих пор приходится бегать через пол-офиса (это при том, что вы как-никак секретарь, и прием входящих звонков — одна из основных ваших обязанностей), а в ответ на просьбу выдать канцелярские принадлежности вы получили обгрызенный карандаш, школьную тетрадку (наверное, вместо ежедневника) и ластик, который не мешало бы по примеру героини известного фильма отмочить в керосине, — это еще одна «красная карточка» для компании. Кризис кризисом, но отсутствие элементарных вещей недвусмысленно говорит о наличии серьезных финансовых проблем в организации или об излишней скаредности ее руководства. Неизвестно, что хуже, но ни одно, ни другое не свидетельствует в пользу того, что здесь стоит оставаться.

Все течет, все меняется…

Прошел месяц, прошло два… Вы смотрите вокруг и вдруг понимаете, что уже давно не «новенькая». Хотя бы потому, что за это время на ваших глазах уволилось несколько человек и на их место приняли новых. Постоянная текучка кадров — не лучшая рекомендация для компании. Особенно если начальство не предпринимает никаких усилий, чтобы удержать действительно ценных сотрудников, руководствуясь пословицей о том, что незаменимых людей не бывает. Это повод задуматься, есть ли перспективы у работы в данной организации.

Поводом для беспокойства также должно послужить то, что все без исключения коллеги любую свободную минуту посвящают изучению сайтов с предложениями вакансий. От добра, как говорится, добра не ищут.

Шефа ни для кого нет

В первый же день работы вас снабдили довольно внушительным списком компаний и организаций, для представителей которых вашего шефа нет на месте. Если начальник скрывается от партнеров, кредиторов, представителей государственных контролирующих органов, сомневаться не приходится: что-то тут нечисто. Компания, в которую вы устроились на работу, в любой момент может потерпеть крушение и пойти ко дну. Надо ли вам оставаться на борту столь сомнительного «судна»?

Непереносимая жестокость

По нескольку раз на дню через вашу приемную, обливаясь слезами или выражаясь словами, далекими от нормативной лексики, пробегают сотрудники, только что удостоившиеся аудиенции у босса. Безусловно, начальники бывают разными, у каждого своя манера общения и стиль руководства. Но согласитесь, право на элементарное уважение и вежливость имеет каждый работник, независимо от положения, которое он занимает в компании. Если же шеф в силу характера не может обходиться без «человеческих жертв», имеет ли для вас смысл ждать, пока его праведный гнев обрушится на вашу (необязательно повинную) голову? И не стоит питать надежд, что вы вся такая замечательная, и буря непременно пройдет стороной. Директора-самодура не изменишь, придется либо уходить, либо существовать в условиях постоянного стресса, сидя как на иголках и не находя себе места от переживаний. А валерьянку за вредность, насколько мне известно, ни в одной организации сотрудникам не предлагают.

«Потом я вам все компенсирую»

Такую фразу вы слышите от шефа в ответ на справедливый вопрос, почему полученная вами в конце месяца сумма не имеет ничего общего с той цифрой, которая озвучивалась на собеседовании. У вас есть полное право точно знать, в каком размере будут оплачиваться ваши услуги, и требовать обещанное. Никаких «посмотрим», «обсудим это позже» или «вы понимаете, сейчас такая ситуация… давайте подождем следующего месяца»! Вы — живой человек со своими запросами и потребностями. Вам необходимо планировать свой бюджет сейчас, а не потом, когда начальник соизволит (если вообще соизволит) уплатить вам все, что должен.

Есть еще категория руководителей, регулярно «забывающих» о своих обязательствах. Если ваш новый шеф относится к их числу, будьте начеку: со временем его память только ухудшится. А ходить и без конца напоминать о суммах, которые вам «забыли» выплатить, — удовольствие ниже среднего.

«Сверхпорочная» практика

Есть такой анекдот. Сотрудник одной компании, где переработки были стандартной практикой, ни с того ни с сего вдруг начал приходить в офис ровно в девять и уходить ровно в шесть. Когда возмущенные коллеги не выдержали и сделали ему замечание по этому поводу, он обиженно воскликнул: «Ребята, имейте совесть, я же в отпуске!».

Это я к тому, что если приходит конец рабочего дня, но никто из коллег даже не помышляет о том, чтобы покинуть офис, будьте бдительны. В сверхурочной работе нет ничего страшного, если она достойно оплачивается. Или, скажем, заработная плата сотрудников напрямую зависит от объема выполненной работы: тогда каждый вправе сам решать, что ему дороже — время или деньги.

Но если приходится оставаться потому, что так принято, или потому, что объем работы таков, что его просто не под силу сделать нормальному человеку за отведенные 8 часов рабочего времени, это не есть хорошо. В конце концов, не работой единой жив человек — есть еще семья, друзья, хобби!

Вне зоны комфорта

Наверняка меньше всего на свете вы хотите, чтобы на вашем надгробии написали: «Еще одна сгорела на работе». Поэтому присмотритесь внимательно к компании, в которую попали, и прежде чем решить, стоит ли тут оставаться, хорошенько все проанализируйте. И еще. Внимательно прислушайтесь к себе, к своим чувствам и ощущениям. Если вы не проработали и месяца, но уже просыпаетесь с мыслью наподобие «О Боже, опять туда тащиться!» и ждете выходных, как манны небесной, то стоит ли насиловать организм? Никто не утверждает, что работа — один сплошной праздник. Но и в каторгу она превращаться не должна ни в коем случае. Все равно толку от такой работы не будет ни для вас, ни для компании.

P.S. Кстати, эти советы пригодятся не только тем, кто недавно устроился на новое место, но и тем, кто уже успел какое-то время проработать в той или иной организации. Вы прочли все написанное выше и поняли, что многое из сказанного — про вашу работу? Когда у вас заканчивается контракт? Скоро? Подумайте хорошенько, прежде чем согласиться на его продление.

И несмотря на то, что, возможно, после увольнения вы какое-то время будете без работы, не забывайте: все, что ни делается, — все к лучшему!

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023