+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Пишем и говорим правильно. Язык и стиль делового письма

"Секретарское дело" № 05/2011

Пишем и говорим правильно. Язык и стиль делового письма

Ольга Наталевич,
кандидат филологических наук, доцент кафедры белорусского и русского языков Белорусского государственного экономического университета


При составлении делового письма стоит обратить внимание на такие моменты, как его внешний вид, язык и стиль текста сообщения, лаконичность, ясность и точность изложения. Текст должен быть изложен в соответствии с действующими правилами орфографии и пунктуации, в официально-деловом стиле.

Некоторые называют этот стиль канцелярским. Но это не совсем верно и где-то даже несправедливо. Официально-деловой стиль равноправен с другими стилями и играет важную роль в формировании и развитии русского литературного языка. Он имеет свои средства выражения, способы называния предметов и явлений. Так, к примеру, обращаясь к руководителю в устной форме, можно сказать: «Хочу поехать навестить свою маму в город N. Мы с ней давно не виделись, и я по ней очень скучаю». В заявлении же требуется написать: «Прошу предоставить отпуск с такого-то числа по семейным обстоятельствам». В официально-деловом силе мы отдаем дань не штампам и канцеляризмам, а объективно сложившейся традиции построения речи. Прелесть данной возможности заключается в том, что, создавая очередной канцелярский опус, нам не нужно ежедневно «выдумывать» обороты речи. Можно уверенно использовать своеобразный набор клише, штампов, стандартов, отличающихся известной унификацией. Это значительно упрощает и облегчает процесс составления типовых текстов деловых бумаг.

Деловые документы появились на Руси после введения в Х веке письменности. Первыми письменными документами были тексты договоров между Киевской Русью и Византией. В XI веке появляется «Русская Правда» — первый свод законов Киевской Руси, по текстам которого можно судить о развитости юридической системы и общественно-политической терминологии в то время.

Обширное делопроизводство допетровской Руси потребовало выработки единых подходов к оформлению и обработке документов. Постепенно лексика делового языка все больше отдалялась от разговорной, живой речи. В XIX веке активно формируются характерные черты канцелярского стиля: формально-логическая организация текста, неличный характер высказывания, синтаксическая громоздкость, морфологическое и лексическое однообразие, стандартизация.

Новую эпоху в процессе стандартизации открыла машинная обработка и компьютеризация делопроизводства. Использование устойчивых формул, принятых сокращений, единообразное расположение материала и оформление документа позволили кодировать информацию, закрепляя определенные языковые средства за типовой ситуацией.

Официально-деловой стиль обслуживает отношения между странами, предприятиями, учреждениями и организациями, государственной властью и населением. Фактически от рождения и до смерти человек находится в сфере действия официально-деловой речи.

Характерной особенностью официально-делового стиля является то, что выражаемое им содержание обладает правовой значимостью, поэтому должно исключать всякую двусмысленность и разночтения.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023