"Секретарское дело" № 08/2010 |
Ирина ОГОРОДНИКОВА
Люди всегда нуждались в ориентирах, позволяющих определить, что хорошо, а что плохо. Одним из первых известных этических кодексов явилась клятва Гиппократа. Примерами других могут служить кодексы офицерской чести, консультантов, адвокатов, психотерапевтов, психологов и пр. Сегодняшние корпоративные этические кодексы — это профессиональные кодексы в прошлом. Их родоначальниками являются японцы, а лет тридцать назад они появились и в американских компаниях, далеко не последних на рынке. Считается, что к необходимости разработки корпоративного этического кодекса приходят те организации, которые достигли определенного этапа развития и зрелости корпоративной культуры, имеющие регулярный менеджмент, четко осознающие свои цели и ценности. Корпоративный кодекс — это документ, отражающий ценности организации, принципы ее деятельности, регламенты и требования к сотрудникам. В нем прописывается в том числе и то, что приветствуется и не одобряется или запрещено. К целевым группам, на которые ориентирован кодекс, относятся: · клиенты и партнеры (в том числе потенциальные); · работники (в том числе потенциальные) и их семьи; · общественные и государственные организации; · инвесторы и владельцы. Всем этим группам кодекс призван дать представление о том, какую ответственность перед ними берет на себя организация, какими мотивами она руководствуется, каких принципов в отношениях с ними будет придерживаться. Содержание кодекса определяется собственными особенностями фирмы (видом деятельности, формой собственности, структурой, стратегией развития), личностными особенностями и установками ее руководителей. А поскольку все организации в каком-то смысле уникальны, попытки позаимствовать чужой кодекс бесперспективны. Кодексы встречаются разные. В одних случаях их текст легко умещается на одной страничке, в других они представляют собой внушительные тома. Структурно кодекс включает две части: · идеологическую, в которой описаны миссия, цели, ценности, философия организации; · нормативную, в которой излагаются стандарты поведения и требования к работникам. Он призван выполнять несколько функций: управленческую, имиджевую и функцию формирования корпоративной культуры. В зависимости от специфики компании и от того, на какие из перечисленных функций сделан акцент, используются три разновидности кодексов: · профессиональный используется для того, чтобы описать профессиональные этические дилеммы. Он имеет значительный объем и специфическое содержание, чаще всего встречается в небольших и однородных по своей профессиональной принадлежности организациях, например, в банковской сфере, медицине, фармакологии, консалтинге и т.п.; · декларативный призван решать задачу развития корпоративной культуры. Обычно он краток, изложен доступным языком. Не предъявляет конкретных требований к поведению работников, а излагает основные принципы компании и таким образом служит для них идеологическим компасом; · развернутый призван выполнять все три функции — управленческую, имиджевую и функцию формирования корпоративной культуры. Он имеет значительный объем и содержит описание основных ценностей и принципов существования организации, ее политики в отношении персонала, заказчиков, потребителей, инвесторов, государства и пр. Такого рода кодекс принимают крупные и профессионально неоднородные организации. Разработка корпоративного кодексаСуществует два пути работы над кодексом организации: пригласить внешних консультантов либо создать его самим. В первом случае у вас будет гарантия, что все сделают методически грамотно, но и стоить это будет существенно дороже. Если же принято решение обойтись собственными силами, необходимо создать рабочую группу, в состав которой обязательно включить топ-менеджера, обладающего высокими полномочиями. Однако какой бы вариант вы ни выбрали, проект будет успешным лишь при соблюдении двух условий: непосредственном и активном участии руководителей высшего звена и вовлечении всего персонала в работу над кодексом. Последовательность действий по разработке кодекса следующая:· проведение опросов руководителей и сотрудников о декларируемых, реально существующих и желаемых нормах, ценностях и правилах поведения; · разработка основ корпоративного кодекса компании на основании анализа опросов; · ознакомление сотрудников компании с основами корпоративного кодекса; · сбор предложений, замечаний, мнений сотрудников компании по структуре и содержанию корпоративного кодекса; · разработка предварительного варианта корпоративного кодекса компании на основе результатов опросов и анализа предложений; · обсуждение предварительного варианта корпоративного кодекса компании с директором, внесение необходимых изменений; · вынесение нового варианта корпоративного кодекса на обсуждение всех сотрудников компании; · внесение необходимых изменений в окончательный вариант корпоративного кодекса компании, утверждение его директором; · размещение утвержденного корпоративного кодекса на внутреннем сайте, издание его в виде брошюры; · подписание корпоративного кодекса каждым сотрудником компании. Чтобы этический кодекс действительно работал, он должен приниматься на добровольной основе всеми сотрудниками. В его исполнении равны все, независимо от положения в служебной иерархии. Особенно важно, чтобы руководители всех уровней в своей деятельности неукоснительно следовали букве принятых этических норм. К сожалению, в жизни не все происходит так, как хочется, и разработанный по всем правилам кодекс остается лишь на бумаге. Красиво оформленный, он становится элементом интерьера офиса, а компания продолжает жить не по утвержденным правилам, а по стихийно сформировавшимся «понятиям». Бороться с этим очень трудно, потому что привычными директивными методами этические нормы, увы, не внедряются и административным воздействиям подчиняются плохо. Некоторые компании все же пытаются применять силовые методы, внедряя корпоративную этику и пресекая любые нарушения утвержденных правил. В этом случае кодекс вводится как локальный нормативный акт, обязательный к исполнению. Такой вариант больше характерен для США, чем для Европы или Японии. И нужно сказать, что его эффективность невысока. Ведь за всеми не уследишь, поэтому малейшее ослабление контроля и снижение риска разоблачения будут провоцировать нарушения.
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023