+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Критика на работе: как реагировать?

"Секретарское дело" № 10/2009

••• Критика на работе: как реагировать?

Татьяна САМАТЫЯ

 

Критика — это правильное кровообращение, без нее неизбежны застой и болезненные явления.
Николай Островский

В повседневной жизни нам довольно часто приходится слышать критику в свой адрес. Причем критикуют нас в большинстве случаев близкие люди. Если же это происходит на работе, то замечания со стороны коллег или руководства часто просто застают врасплох. Когда близкие выказывают недовольство, мы можем злиться, нагрубить в ответ, обидеться…. Но если критика исходит «сверху», т.е. от начальства, наша реакция должна быть более обдуманной и сдержанной. Как научиться правильно относиться к замечаниям, безболезненно и достойно реагируя на них?

Сам себя не похаешь…

Не секрет, что критику не любит никто, независимо от того, насколько она обоснованна. Конечно, сами себя мы критикуем время от времени, это даже полезно. Но если это делает кто-то другой, даже малейший намек на упрек всегда вызывает бурю эмоций и раздражение. Мы хотим слышать о себе только положительные отзывы, жаждем одобрения наших личностных качеств, способностей, неважно, от кого, будь то подруга, муж или начальник.

Почему так тяжело бывает принять нелестные отзывы и не взорваться? Скорее всего, мы боимся показаться открытыми для подобных нападок в будущем и поколебать уверенность в собственных силах.

Способность человека объективно воспринимать критику во многом зависит от самооценки. Кроме того, есть такие замечательные вещи, как самокритика и самоирония. Человек, умеющий смеяться над своими промахами, легче переносит неудачу и не так болезненно реагирует на замечания со стороны. Но для этого нужен определенный жизненный опыт и уровень развития личности. Есть люди, которые не видят у себя недостатков, поэтому как бы «не слышат» критики. Но обычно мы все-таки сравниваем высказываемые в наш адрес замечания со сложившимся представлением о себе. Независимо от формы критики для нормального ее восприятия нужно иметь четкую внутреннюю самооценку.

Критика может быть направлена на все, что угодно, если это что-то не соответствует общепринятым нормам общества или представлениям конкретного человека. У каждого найдется много такого, о чем мы предпочитаем не распространяться — это могут быть как физические, так и психологические недостатки (например, характер, эмоции, чувства и т.д.), а также недостатки в нашей квалификации.

Критикуете? Ну-ну…

Одной из наиболее часто встречающихся реакций на критику на рабочем месте является игнорирование замечаний. Если начальник или кто-то из сотрудников критикует вашу работу, то он в первую очередь рассчитывает на то, что его слова будут приняты во внимание. Если же вы игнорируете замечания, применяете тактику ухода от ответа, не обращая внимания на его слова, сама ситуация и ваши отношения могут усугубиться вплоть до кризиса и эмоционального отчуждения. Шеф заподозрит вас в полном равнодушии к работе и к оценке ваших усилий с его стороны. А результатом может быть все, что угодно, вплоть до увольнения.

Следующий неверный способ восприятия критики — это настаивание на своем, которое ставит вас в оборонительную позицию по отношению к критикующему, а следовательно, не решает проблемы. Спорить с начальством, как известно, не рекомендуется. С коллегой у вас есть шанс выиграть спор, но это нужно делать тактично и достойно. Отрицая сам факт своей вины и доводы критикующего вас человека, вы тем самым демонстрируете свое больное самолюбие. А сваливая вину на другого, рискуете потерять уважение не только шефа, но и коллег.

Иногда так хочется выпалить ответные критические высказывания «в лоб», надеясь тем самым отыграться и сохранить чувство собственного достоинства. Такая тактика редко приводит к решению проблем, да и велика вероятность возникновения крупной ссоры. Обе стороны конфликта расстаются с чувством недовольства в душе и желанием хоть как-то задеть другого. Но такой итог вам, скорее всего, не нужен.

Бывает и так, что в ответ на критику вы пытаетесь пояснить свое поведение и извиниться. Такая позиция выставляет вас в заведомо невыгодном свете, унижает и оскорбляет ваше достоинство. В случае возникновения подобного разговора четко и аргументированно отвечайте на замечания, а не пытайтесь любыми способами оправдаться.

Нужно учитывать и обстоятельства, при которых вас критикуют. Научитесь отличать публичную критику, которая обычно делается для профилактики (чтобы коллектив, так сказать, не расслаблялся), от персональной. В отличие от первого случая, когда разумнее будет помолчать в ответ, вторая ситуация дает возможность высказать аргументы в свою защиту. Важно также научиться отличать справедливую критику от несправедливой, дружескую от враждебной.

Да, это так, но…

Если вы хотите сохранить хорошие отношения как с коллегами, так и с шефом, используйте конструктивный способ реагирования на критику, который включает в себя два шага:

— выслушав критику, сразу же уточняйте ее суть;

— после выяснения деталей, соглашайтесь с критикой.

Эта тактика не имеет ничего общего ни с наступательной, ни с оборонительной позицией, ни с позицией ухода, о которых говорилось выше. Она является способом достичь взаимного понимания и прийти к консенсусу. Уточнение помогает глубже понять суть критики и разобраться в правильности своих действий. Как только вы выяснили, в чем суть направленной на вас критики, постарайтесь согласиться с ней.

Если в самом начале вы НЕ поставили себя в защитную позицию, выслушивая уточняющие слова, вы быстро поймете адекватность доводов вашего оппонента. Наилучшим шагом на пути к взаимопониманию будет согласие, эта позиция быстро нейтрализует возникшую напряженность. Признать заслуженную критику совсем не так сложно, как это кажется. Но если вы часто получаете замечания — задумайтесь, что можно изменить, чтобы не было основания вас критиковать.

Если вы считаете, что не все замечания в ваш адрес справедливы, соглашайтесь только с тем, что вы считаете правдой. Тактично отвечая даже на несправедливую критику, можно сохранить свое достоинство и не испортить рабочие отношения.  

Пример

Начальник: «Вы часто с опозданием приходите в офис
Подчиненный: «Я сегодня действительно не успел на работу, хотя до этого всегда приходил вовремя».
 

Еще один способ правильно реагировать на критику — научиться не бояться ее. Это обычная жизненная реалия, которая помогает узнать себя с разных сторон и стать лучше. В конце концов, любая критика — стимул для совершенствования! Замечание — это еще не нападение. Критика может содержаться даже в шутке, мягко указывая на ваши недостатки. Всегда легче реагировать на критику, если ей предшествует положительная ремарка. Помните об этом приеме, и используйте его сами в случае, когда вам нужно сделать замечание другому человеку.

 

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023