+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Культура делового общения секретаря: чистота речи

"Секретарское дело" № 08/2008

Культура делового общения секретаря: чистота речи

  

Ольга НАТАЛЕВИЧ, кандидат филологических наук, доцент кафедры белорусского и русского языков Белорусского государственного экономического университета 

Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи...

В.А. Сухомлинский

 

Умение хорошо говорить помогает человеку завоевать авторитет и дает возможность быстро сделать карьеру. Однако научиться говорить — большое искусство, которое требует мобилизации мышления и памяти, обширного словарного запаса, богатой духовной сферы и психологической устойчивости. Выбор необходимых для определенного вида общения языковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи.

 

Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов: нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, иноязычных, а также слов­сорняков и паразитов.

Выбирая слова при построении высказывания, следует учитывать область их употребления, поскольку некоторые имеют ограниченную сферу распространения. Это:

       лексические новообразования;

       устаревшие слова;

       слова иноязычного происхождения;

       профессионализмы;

       жаргонизмы;

       диалектизмы;

       разговорные и просторечные слова;

       канцеляризмы;

       речевые штампы.

Их употребление всегда должно быть мотивировано условиями контекста.

 

Неологизмы — слова с оттенком новизны, не получившие широкого распространения: гламур, нейл­арт, имиджмейкер, лэп­топ. Статус неологизма слово обычно имеет более или менее продолжительный период. Параллельно с возрастанием частоты его употребления новизна стирается. Теперь уже привычные для нас слова не так давно были неологизмами: видеоклип, спонсор, рейтинг, сервис. Неологизмы могут сознательно создаваться литераторами и публицистами. Например, чешский писатель Карел Чапек в 1921 году в одной из своих пьес ввел в обращение слово робот для обозначения человекоподобных автоматов, не обладающих чувствами и предназначенных для службы людям. Ученые, создав такой автомат, использовали слово, придуманное писателем, которое впоследствии стало общеупотребительным.

 

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023