"Секретарское дело" № 08/2008 |
Ольга НАТАЛЕВИЧ, кандидат филологических наук, доцент кафедры белорусского и русского языков Белорусского государственного экономического университета
Слово — тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души, и раскаленным железом, и комьями грязи... В.А. Сухомлинский
Умение хорошо говорить помогает человеку завоевать авторитет и дает возможность быстро сделать карьеру. Однако научиться говорить — большое искусство, которое требует мобилизации мышления и памяти, обширного словарного запаса, богатой духовной сферы и психологической устойчивости. Выбор необходимых для определенного вида общения языковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи.
Чистота речи — отсутствие в ней лишних слов: нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, иноязычных, а также словсорняков и паразитов. Выбирая слова при построении высказывания, следует учитывать область их употребления, поскольку некоторые имеют ограниченную сферу распространения. Это: лексические новообразования; устаревшие слова; слова иноязычного происхождения; профессионализмы; жаргонизмы; диалектизмы; разговорные и просторечные слова; канцеляризмы; речевые штампы. Их употребление всегда должно быть мотивировано условиями контекста.
Неологизмы — слова с оттенком новизны, не получившие широкого распространения: гламур, нейларт, имиджмейкер, лэптоп. Статус неологизма слово обычно имеет более или менее продолжительный период. Параллельно с возрастанием частоты его употребления новизна стирается. Теперь уже привычные для нас слова не так давно были неологизмами: видеоклип, спонсор, рейтинг, сервис. Неологизмы могут сознательно создаваться литераторами и публицистами. Например, чешский писатель Карел Чапек в 1921 году в одной из своих пьес ввел в обращение слово робот для обозначения человекоподобных автоматов, не обладающих чувствами и предназначенных для службы людям. Ученые, создав такой автомат, использовали слово, придуманное писателем, которое впоследствии стало общеупотребительным.
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023