+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

•••Хитрости совмещения работы и заочного обучения

"Секретарское дело" № 06/2016

•••Хитрости совмещения работы и заочного обучения

Марина ГЛАДКАЯ,

эксперт журнала

Огромное количество людей стремится получить высшее образование параллельно с работой. Ввиду того что профессия секретаря, как правило, связана с колоссальной занятостью, успешность процесса получения образования во многом зависит от того, насколько вы способны организовать самостоятельную учебу дома после работы.

Заочная форма обучения имеет ряд особенностей, определяющих нюансы подготовки к сдаче экзаменов. В частности, данная форма обучения предполагает, что основную часть материала студент-заочник изучает самостоятельно. В роли промежуточного контроля выступают контрольные и курсовые работы, которые студент сдает в установленные сроки в учебную часть. По причине крайне ограниченного количества часов во время сессии материалы читаются достаточно бегло, после чего следуют зачеты и экзамены.

Учащиеся дневного отделения зачастую нередко завидуют заочникам, потому что диплом в итоге те получают такой же, а учиться, на первый взгляд, приходится меньше. Но на самом деле учиться на заочном отделении не так уж легко. Хотя бы потому, что у студента дневной формы обучения, посещающего лекции круглый год, наверняка остаются какие-то знания из изложенного преподавателем материала. Особенно если с преподавателем повезет. Следовательно, и подготовка к сессии занимает меньше времени. Студенту-заочнику предстоит самостоятельное изучение всего материала практически с нуля.

И еще важный нюанс: студенты дневного отделения знают преподавателя и его требования, поскольку они наверняка озвучиваются на лекциях. Заочники понятия не имеют, чего ожидать от преподавателя, а вопросы к зачету или экзамену им нередко выдают прямо на сессии, то есть на подготовку остается ничтожно мало времени.

Иногородние студенты-заочники сталкиваются с проблемой поиска жилья. А съемное жилье далеко не всегда идеально подходит для получения знаний. Кто-то снимает жилье с несколькими соседями, кому-то «везет» с хозяевами, которые любят приглашать гостей и устраивать громкие посиделки с танцами, пока взятые на квартиру студенты пытаются подготовиться к зачету или экзамену.

Кроме того, студент дневной формы обучения, как правило, не работает. Обучение — его основная работа. А заочнику приходится ходить на службу, а после работы еще пытаться учиться. Не всегда работодатель хочет отпускать сотрудника на сессию. И это тоже может стать огромной проблемой.

Если вас не отпускают на сессию, следует изучить трудовое законодательство.

ЮРИДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Статья 214 Трудового кодекса Республики Беларусь гласит:

«Работникам, успешно обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение: среднего специального и высшего образования, в вечерней или заочной форме получения образования по направлению (заявке) нанимателя либо в соответствии с заключенными с ними договорами (на подготовку специалистов, коллективным или трудовым), при получении первого высшего образования предоставляются в качестве минимальных гарантии, предусмотренные статьями 215–216 настоящего Кодекса (сокращение рабочего времени и отпуска) и иными актами законодательства; среднего специального, высшего и послевузовского образования, в вечерней или заочной форме получения образования, при отсутствии направления (заявки) нанимателя, договора на подготовку специалистов либо иных оснований, предусмотренных в коллективном или трудовом договоре, а также при получении второго и последующего среднего специального, высшего образования могут предоставляться отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью, предусмотренной статьей 216 настоящего Кодекса».

Это означает, что если вы имеете направление, заявку нанимателя, заключенный с вами договор на подготовку специалистов, в трудовом договоре с вами есть подобное условие или же в коллективном договоре организации имеется обязанность нанимателя отпускать студентов на сессии, вас не могут не отпустить.

В остальных случаях это право, а не обязанность нанимателя, но данный вопрос можно пытаться решать в рабочем порядке с руководителем (например, заручившись поддержкой председателя профкома).

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ СЕССИИ

Самой распространенной ошибкой работающих заочников является учеба «урывками», когда человек полгода не вспоминает об учебе и предстоящей сессии, включающей в себя большое количество экзаменов, после чего пытается наверстать упущенное за несколько недель.

Это достаточно странный и совершенно не эффективный способ по двум причинам. Первая: вы же понимаете, что чисто физически выучить за несколько недель 6–10 учебников невозможно. И вряд ли после подобного «мозгового штурма» в голове отложатся хоть какие-нибудь знания. Вторая причина: откладывая все на последний момент, вы подвергаете организм колоссальному стрессу, что не может не отразиться на здоровье и самочувствии.

Студенту-заочнику предстоит самостоятельное изучение всего материала практически с нуля.

Как грамотно организовать учебу, а также подготовку к предстоящей летней сессии? Планирование и еще раз планирование. Лучше начинать подготовку к следующей сессии сразу же после окончания предыдущей.

Самое простое и разумное решение — это распределить подготовку на весь период времени, который дается студентам заочной формы обучения для самостоятельной учебы. Поверьте, это только на первый взгляд сложно. Разумеется, беготня в пределах приемной, организация встреч и бесконечные телефонные звонки изматывают. Мало того, что вы устаете в офисе за день, так еще и вечером вас ожидают домашние заботы, дела семейные и воспитание детей. Но так ли сложно выделить 30–40 минут в день на то, чтобы досконально изучить один вопрос?

А еще есть субботы и воскресенья, на протяжении которых вы можете уделить подготовке 3–5 часов. Таким образом, получение знаний не отнимет у вас все выходные, останется достаточно времени на отдых, общение с друзьями и домашние дела.

Зачастую заочникам дают списки вопросов к экзаменам с большим опозданием, часто — только на самой сессии. Но список вопросов — это не самое важное, куда важнее объем материала, который предстоит изучить. Для его определения узнайте, какой учебник является основным для подготовки к экзамену по данному предмету. Вопросы из года в год повторяются (меняются только формулировки), а предмет остается, так что лучше пройти базовый учебник, чем привязывать свою подготовку к вопросам.

Используйте грамотный подход к конспектам. Чтобы бесконечно не тратить свое время на чтение лишней информации, при первом же чтении делайте краткий конспект, самую суть изучаемого вопроса. Если у вас не самый лучший почерк или просто лень писать ручкой (что, заметьте, здорово облегчает запоминание информации), хотя бы скачайте электронную версию книги, постепенно сокращая ее до получения сжатого конспекта. Оставляйте в каждом вопросе только суть, визуально выделяйте основное, составляйте план, на который можно опираться во время ответа на вопрос. Зная, что вам предстоит тестирование, а не устный ответ, постарайтесь найти тесты прошлых лет. Как правило, их формируют, опираясь на самые важные вопросы темы, следовательно, изучив их, вы будете готовы и к новому тесту.

Если есть возможность, сделайте копию конспекта у учащихся дневного отделения. В лекциях выделено все самое основное и потребность в учебнике отпадет. Да и времени это займет гораздо меньше.

Хорошая форма подготовки — написание шпаргалок, даже если вы не умеете и не планируете ими пользоваться. Дело в том, что листок шпаргалки маленький, поэтому вам придется выделить главное. Оно наверняка отложится в голове, и как минимум на «удовлетворительно» вы всегда сможете ответить.

Учитесь рационально использовать свободное время, поскольку многим свойственно несколько переоценивать способности по самоорганизации.

Самая эффективная методика запоминания материала заключается в том, что все ответы на экзаменационные билеты вы перечитываете несколько раз. Впоследствии на каждый вопрос вы составляете краткий конспект (или план из 4–5 пунктов), который должен наглядно демонстрировать последовательность изложения информации и включать в себя ключевые моменты темы, на которые следует обратить внимание.

После этого постарайтесь, руководствуясь данным планом, выстроить свой ответ, воспроизвести ранее прочитанную информацию. Если это вам не удалось с первого раза, постарайтесь понять причину затруднений и, если необходимо, внесите в свой план дополнения. Попробуйте еще раз — обязательно получится!

Плюсы этой методики в том, что непосредственно на экзамене вам будет намного легче сосредоточиться и найти в недрах памяти нужные сведения, поскольку на все билеты вы уже готовили план ответа, который непроизвольно всплывет в памяти. Это позволит вам дать четкий и последовательный ответ. В данной методике упор делается на два вида памяти: зрительную (образную) и моторную (двигательную), плюс включается ассоциативное запоминание.

Вы можете усовершенствовать описанную выше методику еще одним простым, но эффективным приемом. Суть его заключается в том, что информация, которую необходимо запомнить, рисуется в виде таблиц, схем, формул на листах бумаги. После чего данные листы развешиваются по комнате: на стену перед рабочим столом, на зеркало, на дверь на уровне глаз, чтобы графические материалы постоянно попадали в поле вашего зрения.

Спустя несколько дней вы будете знать необходимую информацию наизусть, поскольку задействуете зрительную (образную) память, и запоминание произойдет непроизвольно, как бы само собой, без каких бы то ни было усилий с вашей стороны.

Как гласят исследования, проведенные психологами, процесс забывания имеет свои закономерности: через 30 минут забывается 40% полученной новой информации, на следующий день — 34%, через неделю — 21%. Следовательно, с учетом этих особенностей человеческой памяти и надо планировать свою деятельность по подготовке к экзаменам. Повторение материала должно проводиться по определенному плану: первый раз — сразу же после запоминания, второй — через час, третий — через день и четвертый раз — через неделю.

При повторении усвоенного материала непременным условием является его проговаривание вслух, при этом срабатывают одновременно моторная (двигательная) и слуховая память, что обеспечивает лучшее запоминание. Если вы рассчитываете на долговременный результат, то повторять материал лучше перед сном, тогда утром вы будете помнить практически все.

Ответственно подходите к выполнению контрольной работы или реферата. Хотя бы потому, что такая работа обычно содержит несколько вопросов предмета, и они могут попасться вам на экзамене. Следовательно, вдумчиво подготовив контрольную работу, вы увеличиваете свои шансы на успешный ответ на экзамене.

Если вам предстоит экзамен по иностранному языку, помните, что его знание никогда не бывает лишним и наверняка пригодится в повседневной жизни. Старайтесь подойти к этому предмету с мотивацией и интересом. Это ведь повод улучшить свои познания, развить их и поддержать.

Чтобы бесконечно не тратить свое время на чтение лишней информации, при первом же чтении делайте краткий конспект, самую суть изучаемого вопроса.

К сожалению, не всегда семья понимает важность подготовки к сессии и старается создать комфортные условия для учебы. Если это ваша ситуация, старайтесь сделать все, чтобы изменить ее. В самом крайнем случае ищите более спокойное, чем дом, место для подготовки к экзаменам. Например, ближайшая библиотека. Как правило, даже в местных небольших библиотеках есть читальный зал, где царит абсолютная тишина. Подарок судьбы, если вы жаворонок: встав пораньше, пока домочадцы спят, вы можете выделить 30–40 минут на изучение материала «на свежую голову».

Учитесь рационально использовать свободное время, поскольку многим свойственно несколько переоценивать способности по самоорганизации. Для того чтобы понять, какое количество времени вы тратите впустую, в течение трех дней фиксируйте все свои действия на бумаге, после чего проанализируйте получившийся в итоге список. Просуммируйте минуты, потраченные на болтовню в социальных сетях, бесцельное хождение по дому, лежание без дела в обнимку с котом, смотрение в окно, переживание за любимых героев сериала или расслабление в ванне. Если это ваши повседневные привычки, отказаться от них в один момент не получится. Постарайтесь в два раза сократить время, которое тратите на каждое из «бесполезных» занятий, и совместите некоторые из них. Обнимайте кота, глядя в окно; переписывайтесь с друзьями, поглядывая в телевизор; вместо ванны примите душ. Оптимизируйте также необходимые домашние дела. Ведь не обязательно стоять над супом, пока он варится, в это время можно что-то читать, а также загрузить белье в стиральную машину. Потратьте немного сил, чтобы распланировать свой гардероб на неделю, буквально развесив на семь вешалок все, что собираетесь надеть в тот или иной день. Это сэкономит вам уйму времени на бесконечные примерки у зеркала в поисках вдохновения, когда вы пытаетесь определиться, в чем пойти на работу. Зафиксируйте рамки, засекайте и анализируйте свое время и вы увидите, сколько его освободится для дела.

Лучше начинать подготовку к следующей сессии сразу же после окончания предыдущей.

Смещайте рабочий график. Даже если у вас лояльное руководство, ваши бесконечные просьбы отпустить вас на учебу рано или поздно сыграют против вас. В результате начальник перестанет воспринимать вас как ценного и ответственного работника, — вы и так наносите ущерб компании, беря отпуска на время сессии.

Если вы, прежде чем уйти с работы пораньше, предложите на то же количество часов задержаться на следующий день в офисе или станете работать несколько выходных в месяц, сократив при этом время обеда, отношение к вашей учебе изменится. Помните, что ваша работа даже во время учебы остается вашей, ее никто не сделает. Поэтому по возможности выполняйте рабочие обязанности дома.

Подготовьте расписание и план. Удержать в голове всю необходимую информацию крайне сложно. Мозг рано или поздно начнет вас подводить. В связи с этим необходимо обзавестись расписанием в любом удобном для вас виде: подойдут и электронные программы в телефоне и компьютере, и обычный ежедневник.

Старайтесь перераспределять нагрузку. Во время подготовки к экзаменам оптимальной формой распределения нагрузки являются полуторачасовые занятия с пятнадцатиминутными перерывами между ними для занятий физкультурой. Способ физической активности не имеет существенного значения, — это может быть обычная физзарядка, аэробика и даже танцы. Для усиления кровообращения в организме лучше задействовать все группы мышц. Особенно благоприятно такие паузы действуют на лимфообращение, которое почти прекращается при сидячей умственной работе и поэтому требует периодической активной стимуляции за счет работы мышц. Помимо кратковременных перерывов в режиме дня следует предусмотреть 1–2 больших перерыва (не менее часа) для прогулок на свежем воздухе. Прогулки желательно организовывать в парках, скверах, чтобы осуществлять активную вентиляцию легких и насыщение организма кислородом.

Не думайте о своей учебе как о тяжелой повинности. Если вы не отличаетесь усидчивостью, определите какие-то удобные лично вам пропорции: например, вечером 40 минут учитесь, 15 — разминаетесь физически, после чего 40 минут готовитесь к экзамену.

Не пытайтесь сделать все одновременно, определяйте достижимые цели. Вместо того чтобы ставить задачу освоить дисциплину за неделю, начните с задачи освоить 20 вопросов из билетов на предстоящем экзамене.

Забудьте о том, что можно откладывать дела. Не вводите себя в заблуждение, думая: «Ну, сегодня не сделаю это учебное задание, зато наверстаю упущенное завтра». Такой подход приведет к тупиковой ситуации, когда вы накопите целый ворох несделанных заданий и просто не успеете освоить огромный объем информации.

Используйте «пустое» время. Время, ежедневно затрачиваемое на дорогу до работы, вы можете использовать для подготовки к экзаменам. Используйте любую возможность для подготовки: например, в магазинной очереди, совмещайте учебу с обеденным перерывом.

Старайтесь спать не меньше 7 часов в сутки с открытой форточкой, принимайте витамины, совершайте прогулки — для этого можно выйти из транспорта за несколько остановок до дома и преодолеть это расстояние пешком.

Старайтесь по максимуму использовать рабочие резервы для учебы. Если вы учитесь по специальности, смежной с той, по которой уже работаете, пользуйтесь случаем, совмещая эти две сферы своей деятельности и применяя рабочие знания, которые вас буквально окружают. Например, сделайте ваш отчет темой для курсовой работы, — как правило, преподаватели соглашаются, радуясь тому, что им принесут стопроцентно оригинальную работу.

Откажитесь от бурных развлечений, даже если, на первый взгляд, кажется, что уж одна-то вечеринка в клубе на процесс учебы не повлияет. Вы обманываете себя. После вечеринки в пятницу вечером (разумеется, не без алкоголя) вам наверняка придется отсыпаться и приходить в себя весь следующий день. Так вы потеряете целый день, отведенный на подготовку к сессии.

Вы взрослый человек, принявший решение получить образование, совмещая этот процесс с работой. Приоритеты должны быть расставлены четко.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ В ПЕРИОД СЕССИИ

Накануне экзаменов большинство людей испытывают тревогу. Зачастую студентов первые признаки появления этого состояния попросту деморализуют. Но психологам и физиологам известно, что тревога имеет как отрицательные, так и положительные свойства. Тревога — это признак активации, готовности человека действовать. Тревогу испытывают большинство людей, и она даже поможет ответить на билет как можно лучше.

Вспомните какой-нибудь случай из своей жизни, когда вы стали «победителем», — например, превосходно выступили на собрании. Тогда вы тоже испытывали тревогу и волнение, но все получилось. Постарайтесь вспомнить состояние «победителя» и удержать его на какое-то время. Ваш организм запомнит это состояние, и вы сможете вызывать его в себе по желанию, например, перед экзаменом.

Подберите картинку из журнала или сделайте сами коллаж из вырезок про успех на экзамене. Повесьте на самое видное место, чтобы как можно чаше вы могли осознанно и неосознанно запечатлеть этот образ. Перед экзаменом примерьте на себя этот образ.

Кроме того, чтобы справиться с волнением, в трудной ситуации можно ярко представить себе пример для подражания (в ситуации экзамена это может быть любимый преподаватель), войти в эту роль и действовать от его лица.

Контроль голоса и жестов — еще одна эффективная методика. По голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние — успокаивать, придавать уверенность. Вместе с тем уверенный (но не наглый) вид поможет произвести благоприятное впечатление на экзаменатора.

Не забывайте улыбаться. Это очень эффективный прием, так как улыбаться и бояться одновременно человек не может. Когда вы особенно волнуетесь и боитесь, встаньте перед зеркалом и улыбайтесь (пусть первое время это будет насильно). Через 3–4 минуты вы убедитесь, что страх отступает.

Прекрасный метод — это доведение ситуации до абсурда. Если вам страшно сдавать экзамен, покажите этот страх внешне, как бы дурачась. Постучите зубами, пусть у вас трясутся коленки, продемонстрируйте, как вы дрожите от страха. Увидите, вам самим станет смешно, а страх уйдет.

Ритмичное дыхание также исключительно важно для снятия напряжения. При сильном волнении можно сделать выдох вдвое длиннее, чем вдох (5–8 раз). Если напряжение крайне сильное, сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20–30 секунд.

Держитесь подальше от тех, кто может заразить вас тревогой и страхом. Если вы находитесь в группе, которой предстоит экзамен, обязательно найдется человек (или несколько), который очень боится, говорит об этом вслух, рассказывает страшные истории об экзаменаторе, буквально излучает энергию страха и создает вокруг себя поле ужаса. Не поддавайтесь на подобные провокации.

Состояние паники очень заразно. Отойдите от этого человека подальше и уведите оттуда своих друзей. Если уйти некуда или нельзя, говорите о чем-нибудь своем, нейтральном, приятном. Постарайтесь изменить общий настрой группы.

Если избавиться от волнения все же не удается, можно включиться в борьбу. Следует использовать следующие приемы самонастройки и аутотренинга:

· прием «лобовой атаки». Подберите фразу, в которой выражаете свое отношение к экзамену, произносите ее с чувством, многократно, пока чувство не ослабнет;

· создайте образ ситуации экзамена и, как только появляется волнение, приказным тоном произносите: «Стоп!» или «Спокойно!»;

· неоднократно на протяжении дня произносите слова, которые вызывают у вас тревогу: «экзамен», «билет» и т.д. Использовать до тех пор, пока слово не перестанет ассоциироваться с состоянием тревоги;

· представьте экзамен в воображении, многократно проиграйте модель желательного поведения. Так можно снизить силу переживаний и уровень тревоги;

· постарайтесь реагировать безразлично на ситуацию, оценивая ее, анализируя как просто интересное явление;

· вспомнив очень тяжелую ситуацию из жизни других людей, можно осознать, что собственные трудности не столь уж и тягостны;

· можно перед экзаменом успокаивать свою подругу или друга. Таким образом, вы сами станете более спокойны.

ПИТАНИЕ

Во время интенсивной умственной работы рекомендуется питаться 4–5 раз в день. Дело в том, что при более редком питании поступление большого количества питательных веществ вызывает тяжесть в желудке, прилив крови к нему и, соответственно, нарушение кровоснабжения мозга, что вызывает вялость и сонливость. Более частое питание отвлекает от занятий и в сочетании с гиподинамией может приводить к повышению массы тела.

Питание — средней калорийности, в пищевом рационе должно быть достаточное количество белков, витаминов и растительных жиров. Откажитесь от животных жиров и крахмала.

Очень важно наличие в пище свежих растительных продуктов — овощей и фруктов. Они являются источниками витаминов, а также содержат клетчатку, способствующую нормальному функционированию кишечника. Помимо свежих овощей и фруктов в качестве источника витаминов можно использовать ржаной хлеб, яйца, печень, а также применять поливитаминные комплексы с добавлением микроэлементов.

И не забывайте пить: организм, находящийся в состоянии стресса, очень нуждается в воде, негативно реагируя на ее нехватку и начиная работать в замедленном режиме.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ МИНИСТЕРСТВО

Единый антимонопольный орган — Министерство антимонопольного регулирования и торговли — создается на базе Министерства торговли Беларуси. Соответствующий Указ № 188 «Об органах антимонопольного регулирования и торговли» Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 3 июня.

В состав Министерства передаются Департамент ценовой политики Министерства экономики, а также управления антимонопольной и ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома.

На новый антимонопольный орган возложены функции по противодействию монополистической деятельности и развитию конкуренции на товарных рынках республики, в том числе функции органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, регулированию цен и тарифов, контролю и регулированию потребительского рынка, в области госзакупок, рекламной деятельности и защиты прав потребителей.

Ключевой целью нового Министерства является решение проблемы защиты внутреннего рынка республики путем создания равных конкурентных условий для всех его участников.

Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023