+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

•••Речевая ситуация и внешние условия общения

"Секретарское дело" № 06/2016

•••Речевая ситуация и внешние условия общения

Ольга НАТАЛЕВИЧ,

кандидат филологических наук, доцент кафедры белорусского и русского языков Белорусского государственного экономического университета

Продолжая наш разговор о ситуации общения, сегодня мы обсудим внешние условия общения, к которым относят место и время, а также мотивы и цели общения.

Пытаясь определить, что есть истинная воспитанность, британский граф Честерфильд сравнивал ее с некой невидимой линией, переступая которую человек делается нестерпимо церемонным, а не достигнув ее, — развязным или неловким. Что же необходимо для того, чтобы сохранить статус-кво в любой ситуации общения и прослыть при этом воспитанным человеком, знающим нормы поведения?

Важнейшим фактором, определяющим речевой этикет, помимо социального статуса и личности собеседников, является ситуация общения. Выбор этикетных форм, речевое поведение человека находятся в тесной зависимости от ситуации и должны меняться в соответствии с ее изменением. Ситуацию общения определяют следующие факторы.

1. Тип ситуации. Существует несколько типов ситуаций общения.

В официальной ситуации, то есть при общении начальника с подчиненным, менеджера с клиентом, преподавателя со студентом, врача с пациентом и т.д. действуют наиболее строгие правила речевого этикета. Данная сфера общения регламентирована этикетом наиболее четко, поэтому нарушения заметны в ней более всего и именно в этой сфере они могут иметь самые серьезные последствия для субъектов общения. Примером официальной ситуации может служить деловая устная речь. При этом тема обсуждения в речи, как правило, задана целевой установкой: найти партнеров в решении финансовых вопросов; решить проблему сбыта товаров, услуг; наладить эффективно работающие связи с поставщиками; решить организационные вопросы. Здесь уместно вы-общение и строгое соблюдение правил этикета по отношению к любому адресату.

В неофициальной ситуации, когда общаются знакомые, друзья, родственники и т.д., нормы речевого этикета наиболее свободны. Часто речевое общение в данной ситуации вообще не регламентировано. Близкие люди, друзья, родственники в отсутствие посторонних могут говорить друг другу все и в любой тональности. Их речевое общение определяется нормами нравственности, входящими в сферу этики, но не этикетными нормами.

В полуофициальной ситуации, в процессе общения между коллегами или членами семьи нормы этикета носят нестрогий, размытый характер, и здесь главную роль начинают играть правила речевого поведения, которые выработала в процессе социального взаимодействия данная малая социальная группа: коллектив сотрудников офиса, кафедры, семья и т.д.

Речевой этикет тесно связан с категорией вежливости. Чувство такта особо необходимо в полуофициальной ситуации общения. Вежливым считается употребление форм речевого этикета там, где их ожидают, невежливым будет выбор неуместной единицы речевого этикета:

· «Привет!» — не говорят, например, вышестоящему по рангу.

· Обращение по имени и на «ты» не употребляют там, где ожидают обращение по имени-отчеству и на «вы», и т.д.

2. Степень знакомства субъектов общения. При общении незнакомых людей действуют наиболее строгие нормы: обращение по имени-отчеству и на «вы». В данном случае следует вести себя так же, как и в официальных ситуациях. По мере углубления знакомства этикетные нормы речевого общения ослабевают, и общение людей регулируется преимущественно нравственными нормами.

3. Психологическая дистанция субъектов общения. Отношения людей по какому-либо признаку: «равный с равным» или «неравные отношения». Существенными признаками для ситуации общения могут быть: возраст, степень знакомства, служебное положение, пол, профессия, уровень интеллекта, место проживания или другие. Неравные признаки проявляются в общении начальника с подчиненным, старшего с младшим, мужчины с женщиной. При общении людей, равных друг другу по какому-либо признаку, этикетные правила соблюдаются менее строго, чем при общении людей неравных. Таким образом, более короткая психологическая дистанция предполагает большую этикетную свободу и устанавливается при равенстве собеседников по существенному признаку. Более значительная психологическая дистанция возникает между людьми, неравными по какому-либо существенному для ситуации признаку. То, какой признак оказывается существенным, зависит от самой ситуации, и в ходе общения он может измениться.

4. Функции участия собеседников в разговоре. К ним относятся:

· Контактная функция, которая направлена на поддержание коммуникативного контакта с собеседником. Она реализуется в процессе светского или контактоустанавливающего общения, когда процесс общения важнее его содержания или результата, собеседниками поддерживается так называемый разговор на общие темы. Отсюда широкое использование иронии, юмора в самых различных языковых формах — шутка, анекдот, шутливый намек, занимательный рассказ и т.п.

При этом важно помнить, что согласно нормам европейского этикета к числу наиболее обсуждаемых тем относятся: отдых, спорт, культура, гастрономия (за столом), погода, виды на урожай, домашние животные. В число нежелательных тем входят политика, религия, секс, здоровье, финансовые проблемы — темы, которые можно отнести к числу «конфликтных».

Если собеседник в разговоре реализует контактную функцию общения, то формулы речевого этикета и правила общения соблюдаются достаточно четко.

· Интеллектуальная функция заключается в аргументации своей точки зрения, высказывании своих мыслей и анализе мыслей собеседника. При реализации этой функции важен результат общения; нормы речевого этикета соблюдаются, но уже не имеют такого самодовлеющего значения, как при реализации контактной функции общения.

· Эмоциональная функция заключается в поддержке чувств и эмоций собеседника, демонстрации сочувствия ему и выражении собственных эмоций. В этом случае допустимы отклонения от строгого речевого этикета, хотя и в определенных рамках: эмоциональное общение также имеет свой речевой этикет, допустимые и недопустимые формы.

· Функция наблюдателя — это функция общения, когда его участник присутствует при общении других, но сам в нем не участвует (например, пассажир в лифте или купе поезда при разговоре других пассажиров). Речевой этикет в таком случае сведен к минимуму, хотя и здесь он присутствует: необходимо, прежде всего, невербально, без слов, демонстрировать, что вы в разговоре не участвуете и как бы его не слышите (например, отводя взгляд в сторону, сохраняя непричастное выражение лица).

5. Отношение к собеседнику. Речевой этикет предписывает использование в речи формул, демонстрирующих вежливое, повышенно вежливое, уважительное, ласковое и дружеское отношение говорящего к слушающему. Например, в обращении:Маша, Мария, Мария Александровна, уважаемая Мария Александровна. Все формулы, отражающие сверхвысокий уровень вежливости, уместны лишь в ограниченном числе особых ситуаций общения. Формулы, отражающие низкий уровень вежливости, носят неэтикетный характер и уместны только в ограниченном количестве ситуаций, при определенных отношениях говорящих между собой и особом составе группы общения.

Говорящий может относиться к собеседнику так, как он считает нужным, в соответствии с тем отношением, которое тот заслуживает, но демонстрировать в общении необходимо лишь хорошее отношение в форме умеренной вежливости — таково требование речевого этикета.

6. Место и время общения. Место общения также оказывает влияние на этикетное общение. Есть определенные места, оказавшись в которых в той или иной ситуации, говорящие должны произнести определенные этикетные ритуальные фразы, принятые для данных места и ситуации, например: «Горько!» — на свадьбе, «Приятного аппетита!» — за обедом, «Спокойной ночи» — отправляясь спать, «С легким паром!» — после бани и т.д. Эти этикетные фразы обусловлены культурной традицией народа и являются частью его культуры. Существуют также этикетные формулы, которые должны быть произнесены в определенный момент общения: «В добрый путь!» — провожая кого-то в дорогу, «Добро пожаловать!» — когда пришли гости, «С добрым утром!» — когда кто-то проснулся и др. Место и время общения тесно взаимосвязаны.

Мотивы и цели также являются немаловажными элементами понятия «речевая ситуация». Зачем мы говорим? Для чего произносится вслух та или иная фраза? Какие намерения у всех участников общения?

Взять, к примеру, фразу: «У меня важная деловая встреча». Ее можно использовать:

· с целью отказа. У вас намечается важное мероприятие, и вы не можете принять приглашение друзей пойти в кино: «У меня важная деловая встреча» (поэтому я не могу пойти с вами);

· с целью извинения. Вы опаздываете на юбилей близкого товарища: «У меня важная деловая встреча» (которую никак не могу пропустить);

· с целью внушить уверенность. Данным высказыванием можно воодушевить коллег по работе, помочь им сдвинуть дело с мертвой точки: «У меня важная деловая встреча» (партнеры обещают нам новые проекты, новые перспективы).

Как видно из примеров, одно и то же предложение может восприниматься по-разному. Все зависит от речевой ситуации и намерений говорящего, осознанных или неосознанных.

Цель — это невидимая связующая нить между собеседниками. Нет ее — связь рвется, и речевая ситуация прекращает свое существование. Какими же могут быть цели, чтобы тонкая нить как можно дольше не исчезала? Назовем некоторые из них:

· желание проинформировать, рассказать, описать, дать представление о чем-либо;

· стремление убедить слушателя в чем-либо с помощью доказательств и аргументов;

· изменение эмоционального состояния партнера. Здесь в ход идет обращение не только к разуму, но и к чувствам собеседника. Используются эмоциональные средства воздействия;

· побуждение к действию. В этом случае желательная ответная реакция — непосредственное действие;

· поддержание взаимных положительных эмоций, желание доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом общения.

Деловое общение происходит в определенном коммуникативном пространстве, пределы или границы которого можно представить следующим образом:

· «Я общаюсь с вами только ради дела».

· «Я общаюсь с вами потому, что вы мне приятны».

На одном полюсе общение определяется его целью, на другом — получаемым удовольствием от общения вне зависимости от конкретной цели. В одних ситуациях делового общения мы имеем возможность выбрать себе партнера, в других — обречены на работу с ним. Как правило, мы выбираем деятельность или место работы, а не начальников, коллег и подчиненных. Мы соблюдаем общепринятые нормы поведения, нормы нашего круга или наши личные формы общения.

Таким образом, речевой этикет тесно связан с ситуацией, а также мотивами и целями общения: выбор формул речевого этикета, реализация правил общения зависят от целого ряда ситуативных факторов, которые должны быть приняты говорящим во внимание. 

Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023