+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

•••Особенности работы с документами в электронном виде

"Секретарское дело" № 06/2016

•••Особенности работы с документами в электронном виде

Ольга МОИСЕЕНКО,

организатор делопроизводства – референт

Стремясь идти в ногу со временем, все большее количество организаций полностью или частично переходит на электронный документооборот.

Очевидные плюсы электронного документооборота:

· все структурные подразделения организации работают в едином информационном пространстве, что позволяет ускорить согласование документов, принятие решений по вопросам, затронутым в них, и т.д.;

· оперативный доступ ко всему пакету документов, связанных одним вопросом;

· повышение исполнительской дисциплины (более эффективный контроль над исполнением поручений руководителя);

· сокращение времени на обработку документов;

· повышение уровня конфиденциальности (степень доступа к документам определяется полномочиями работника).

Перед тем как рассмотреть некоторые аспекты работы с документами в электронном виде, определимся с понятиями «электронный документ» и «документ в электронном виде». Электронный документ — это документ в электронном виде, позволяющий установить его целостность и подлинность1. Документ в электронном виде — это документ, для создания и воспроизведения которого требуются средства электронно-вычислительной техники и сопрягаемые с ними устройства2.

При организации электронного документооборота в части правил подготовки, оформления, учета, тиражирования, контроля исполнения, оперативного хранения, использования и подготовки к передаче в архив организационно-распорядительных документов необходимо руководствоваться положениями Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях3, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее — Инструкция по делопроизводству). В соответствии с п. 220 Инструкции по делопроизводству документ в электронном виде должен иметь все реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе (исключение составляют изображение Государственного герба Республики Беларусь и оттиски печатей и штампов). Хотелось бы отметить, что требования к документам в электронном виде распространяются и на электронные документы, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь4.

Вместе с тем работа с документами в электронном виде имеет свои особенности, которые при организации электронного документооборота необходимо учитывать.

Инструкция по делопроизводству наделяет организации правом выбора форматов документов в электронном виде и материальных носителей, на которых они будут храниться, но это вовсе не означает, что форматы могут быть любыми. Допустимыми форматами для документов в электронном виде являются:

· Portable Document Format/A (PDF/A);

· Office Open XML (DOCX);

· Open Document Format (ODT).

Что касается сканов документов, допустимые форматы для них:

· Portable Network Graphics (PNG);

· Tagged Image File Format (TIFF);

· Joint Photograph Experts Group (JPEG);

· Portable Document Format/A (PDF/A)5.

Инструкцией по делопроизводству установлено, что используемые форматы и материальные носители должны соответствовать следующим требованиям:

· обеспечивать подлинность, доступность, целостность информации документов в электронном виде;

· давать полные сведения о способах создания электронных документов, их транспортировки (получения, отправки), хранения с момента создания (получения) до передачи в архив или уничтожения, в том числе при осуществлении конвертации документов в новые форматы, миграции в новые автоматизированные системы, экспорте из электронной почтовой системы и др.6

Как отмечалось выше, подготовка, оформление, согласование и т.д. документов в электронном виде осуществляется по общим правилам, установленным Инструкцией по делопроизводству для аналогичных документов на бумажных носителях. При оформлении реквизитов, в состав которых входит личная подпись должностного лица, в документах, создаваемых в электронном виде, используется электронная цифровая подпись (далее — ЭЦП). Вместе с тем нормативные документы по делопроизводству допускают, что подписание, согласование, утверждение внутренних документов организации может осуществляться без использования ЭЦП. Но при этом необходимо соблюсти следующие условия:

· правила подписания, согласования, утверждения внутренних документов в электронном виде без использования ЭЦП должны быть четко регламентированы инструкцией по делопроизводству организации и (или) ее иными локальными нормативными актами;

· внутренние документы в электронном виде, которые согласовываются, подписываются, утверждаются без использования ЭЦП, не должны являться локальным правовым актом организации (например, распорядительным документом);

· программные средства, используемые в организации, позволяют однозначно идентифицировать должностное лицо, которое подписало, согласовало, утвердило документ7.

Что касается внешнего согласования проектов документов в электронном виде, то без использования ЭЦП оно может происходить лишь по соглашению сторон при условии, что программные средства, используемые в каждой из них, позволяют однозначно установить должностное лицо, согласовавшее документ без использования ЭЦП.

Аналогична ситуация с исходящими документами в электронном виде: без использования ЭЦП они могут быть направлены адресату только в том случае, если между сторонами достигнуто подобное соглашение, а программное обеспечение, используемое в обеих организациях, позволяет однозначно идентифицировать должностное лицо (организацию) автора документа. Но хотелось бы отметить, что для исходящих документов в электронном виде информационно-справочного характера и (или) не подлежащих регистрации наличие ЭЦП не обязательно. При этом обратите внимание: данное исключение не распространяется на электронные документы.

Как правило, прием и отправка документов в электронном виде в организации осуществляется централизованно, службой ДОУ. Инструкция по делопроизводству допускает прием и отправку документов в электронном виде без участия службы ДОУ, непосредственно структурными подразделениями организации. В этом случае служба ДОУ разрабатывает перечень категорий документов в электронном виде, прием и отправка которых осуществляется структурными подразделениями. Данный список утверждает руководитель организации.

В соответствии с п. 224 Инструкции по делопроизводству после отправки документа в электронном виде, удостоверенного в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству, досылка документа на бумажном носителе не требуется (если иное не установлено законодательством Республики Беларусь).

Обработка входящих документов в электронном виде также имеет свои особенности. При получении документа, подписанного ЭЦП, необходимо проверить:

· подлинность ЭЦП;

· соответствие способа использования ЭЦП сведениям, указанным в сертификате ключа подписи;

· действительность сертификата ключа подписи8.

Входящие документы в электронном виде подлежат регистрации по правилам, регламентирующим регистрацию документов на бумажных носителях. При их регистрации могут использоваться дополнительные реквизиты, такие как: «Должность, инициалы и фамилия лица, подписавшего документ», «Адрес хранения документа в электронном виде», «Внутренняя переадресация документа по исполнителям», «Наличие приложений к документу», «Способ доставки документа» и т.д.9

1 П. 3.1.34 СТБ 2059-2013 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 29.03.2013 № 18 (далее — СТБ 2059-2013).

2 П. 3.1.33 СТБ 2059-2013.

3 П. 3 Инструкции по делопроизводству.

4 П. 9 Инструкции по делопроизводству.

5 П. 218 Инструкции по делопроизводству.

6 Там же.

7 П. 222 Инструкции по делопроизводству.

8 П. 225 Инструкции по делопроизводству.

9 П. 227 Инструкции по делопроизводству.

1 Утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4.

2 Утверждены постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 143.

3 П. 168 Инструкции по делопроизводству.

4 П. 181 Инструкции по делопроизводству, п. 71 Правил работы архивов.

5 П. 72 Правил работы архивов, п. 172 Инструкции по делопроизводству.

6 П. 81 Правил работы архивов.

7 П. 183 Инструкции по делопроизводству, п. 73 Правил работы архивов.

8 П. 183 Инструкции по делопроизводству, п. 73 Правил работы архивов.

9 П. 189 Инструкции по делопроизводству, п. 74 Правил работы архивов.

10 П. 184 Инструкции по делопроизводству, п. 75 Правил работы архивов.

11 П. 186 Инструкции по делопроизводству, п. 78 Правил работы архивов.

12 П. 79.5 Правил работы архивов.

13 П. 187 Инструкции по делопроизводству, п. 80 Правил работы архивов.

14 П. 82 Правил работы архивов, п. 188 Инструкции по делопроизводству.

Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023