"Секретарское дело" № 05/2016 |
Наталия КОНДАКОВА, специалист по документообороту Обязанность организаций создавать архив закреплена Законом Республики Беларусь от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» (далее — Закон). Так, ст. 12 Закона установлено, что в целях накопления, хранения, учета и использования архивных документов государственные органы, иные организации создают архивы. Аналогичная норма содержится в Правилах работы архивов государственных органов и иных организаций1 (далее — Правила работы архивов организаций), п. 4 которых установлено, что для хранения в течение установленных сроков законченных делопроизводством документов и дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, в том числе по личному составу, организации создают архивы. В зависимости от состава документов, подлежащих хранению в архиве, организации могут создавать отдельные архивы управленческой, научно-технической, аудиовизуальной документации, документации на электронных носителях. ДОКУМЕНТЫ, КОТОРЫЕ НЕОБХОДИМО ИЗУЧИТЬ ПЕРЕД СОЗДАНИЕМ АРХИВА Деятельность архива организации регламентируется законодательством Республики Беларусь в сфере делопроизводства и архивного дела, распорядительными документами вышестоящих организаций, локальными нормативными правовыми актами, методическими документами по вопросам делопроизводства и архивного дела, положением об архиве организации. При создании архива организации целесообразно обратиться к Закону, Положению о Национальном архивном фонде Республики Беларусь, а также Положению о сети государственных архивных учреждений Республики Беларусь2. С помощью этих документов работник, ответственный за архив организации, получит представление о принципах организации архивного дела. Основным нормативным документом, комплексно регламентирующим деятельность архивов организаций, являются Правила работы архивов организаций. Правила работы архивов организаций устанавливают единые требования к порядку составления, согласования и утверждения номенклатуры дел организации, к оформлению дел, устанавливают критерии определения ценности документов и порядок проведения экспертизы ценности документов в делопроизводстве и архивах организации, определяют порядок их передачи в архив организации и на государственное хранение, порядок уничтожения документов и дел временного хранения с истекшими сроками хранения и др. Правила работы архивов организаций устанавливают требования к помещению архива, регламентируют порядок использования документов, поступивших на хранение в архив организации. В Правила работы архивов организаций включены приложения: формы номенклатуры дел, описей дел, актов об уничтожении документов и др. Требования документа распространяются на архивы всех организаций независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. При работе с документами в архиве организации, при подготовке документов к передаче на хранение в архив следует также руководствоваться требованиями Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях3 (далее — Инструкция). В Инструкцию включены разделы, регламентирующие работу архивов: составление номенклатуры дел, формирование дел, экспертиза ценности документов, оформление дел, составление описей дел, оперативное хранение документов, передача дел в ведомственный архив и на государственное хранение.
Материал опубликован частично.
Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023