"Секретарское дело" № 11/2015 |
Единый квалификационный справочник «Должности служащих, общие для всех отраслей экономики», утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159 (далее — ЕКСД), дает следующую градацию профессии «секретарь» (условно отнесем к ней и должность помощника руководителя): · помощник руководителя; · секретарь приемной руководителя; · секретарь-референт; · секретарь; · секретарь незрячего специалиста И если три первые должности относятся к категории «Специалисты», то две последние входят в раздел «Другие служащие (технические исполнители)». Давайте рассмотрим, что общего в квалификационных требованиях, предъявляемых к претендентам на эти должности, а в чем они разнятся.
Самые жесткие критерии в этом списке предъявляются к помощнику руководителя, в чьи должностные обязанности входит: · выполнение работы, носящей аналитико-конструктивный и информационно-технический характер, а также работы общего характера по поручению и под непосредственным контролем руководителя; · осуществление информационно-технической работы с документами, которые поступают на имя руководителя и выходят за его подписью; · подготовка руководителю предложений по назначению лиц, ответственных за исполнение документов, поступающих на имя руководителя, осуществление координации их выполнения; · участие вместе с руководителем в составлении графика (планировании) его работы, деловых поездок, встреч и пр., принятие мер по его соблюдению; · осуществление технического обеспечения деятельности руководителя (заказ билетов, транспорта и пр., организация встреч, совещаний, переговоров и пр.); · сопровождение руководителя в деловых поездках, встречах, специальных приемах и пр.; непосредственное участие в них по вопросам, обозначенным руководителем, доклад руководителю об итогах этих мероприятий; · ведение протоколов и иных документов, оформляющих ход и результаты встреч, переговоров, совещаний и пр.; · осуществление связи с организациями, государственными органами и органами местного самоуправления, общественностью, средствами массовой информации для решения вопросов, обозначенных руководителем и не требующих его непосредственного участия; · по поручению руководителя согласование отдельных вопросов с работниками структурных подразделений, доведение до них указаний и распоряжений руководителя, контроль их выполнения; · осуществление сбора материалов и информации, подготовка аналитических, информационных, справочных и иных материалов и представление их руководителю; · получение по поручению руководителя в государственных органах, органах местного самоуправления документов и информации, необходимых руководителю; · контроль своевременного рассмотрения предложений, заявлений, жалоб, пришедших на имя руководителя; · выполнение разовых поручений руководителя по организации работы персонала по определенному руководителем направлению; · выполнение иных поручений руководителя в рамках служебных отношений.[1] Очевидно, что для надлежащего выполнения должностных обязанностей помощник руководителя должен обладать не только соответствующими личностными качествами и способностями, но и хорошо знать: · нормативные правовые акты, регламентирующие приоритетные направления развития соответствующей отрасли экономики; · внутреннюю и внешнюю политику организации; · профиль, специализацию и особенности организационно-управленческой структуры организации; · структуру и оборудование современного офиса; · принципы представительства в государственных органах, органах местного самоуправления, сторонних организациях; · принципы и методы управления; · организацию делопроизводства, связей с общественностью, средствами массовой информации; · основы этики и эстетики; · порядок делового общения; · порядок систематизации учета и ведения документации с использованием современных информационных технологий; · основы экономики, организации труда и управления; · основы трудового законодательства; · правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности. В соответствии с ЕКСД на должность помощника руководителя может претендовать работник с высшим образованием без предъявления требований к стажу работы.
Достаточно сложен и широк круг обязанностей и у секретаря приемной руководителя, в чьи должностные обязанности входит: · осуществление работы по организационно-техническому обеспечению административно-распорядительной деятельности руководителя организации; · прием поступающей на рассмотрение руководителя корреспонденции, ее передача в соответствии с принятым решением в структурные подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе работы либо подготовки ответов; · ведение делопроизводства, выполнение различных операции с применением компьютерной техники, предназначенной для сбора, обработки и представления информации при подготовке и принятии решений; · прием документов и личных заявлений на подпись руководителя организации; · подготовка документов и материалов, необходимых для работы руководителя; · отслеживание своевременного рассмотрения и представления структурными подразделениями и конкретными исполнителями документов, поступивших на исполнение, проверка правильности оформления подготовленных проектов документов, передаваемых руководителю на подпись, обеспечение качественного их редактирования; · организация проведения телефонных переговоров руководителя, запись в его отсутствие полученной информации и доведение ее до сведения руководителя, передача и прием информации по приемно-переговорным устройствам (телефаксу, телексу и т.п.), а также телефонограмм, своевременное доведение до сведения руководителя информации, полученной по каналам связи; · по поручению руководителя составление писем, запросов, других документов, подготовка ответов авторам писем; · выполнение работы по подготовке заседаний и совещаний, проводимых руководителем (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени и месте проведения, повестке дня, их регистрация), ведение и оформление протоколов заседаний и совещаний; · осуществление контроля за исполнением работниками организации изданных приказов и распоряжений, а также за соблюдением сроков выполнения указаний и поручений руководителя организации, взятых на контроль; · ведение контрольно-регистрационной картотеки; · обеспечение рабочего места руководителя необходимыми средствами организационной техники, канцелярскими принадлежностями, создание условий, способствующие его эффективной работе; · печать по указанию руководителя служебных материалов, необходимых для его работы, или ввод текущей информации в банк данных; · организация приема посетителей, содействие оперативности рассмотрения просьб и предложений работников; · размножение документов на персональном ксероксе; · формирование дел в соответствии с утвержденной номенклатурой дел, обеспечение их сохранности и передача в архив организации в установленные сроки. Знания, которыми в соответствии с ЕКСД должен обладать секретарь приемной руководителя, более узконаправлены, чем у помощника руководителя и касаются в основном организации делопроизводства и архивного хранения документов, а также основ трудовых отношений. Работник, занимающий должность секретаря приемной руководителя, должен знать: · нормативные правовые акты, другие руководящие и методические материалы, касающиеся деятельности организации и ведения делопроизводства; · структуру и руководящий состав организации и ее подразделений; · организацию делопроизводства; · методы оформления и обработки документов; · архивное дело; · машинопись; · правила пользования приемно-переговорными устройствами; · стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации; · правила печатания деловых писем с использованием типовых форм; · основы этики и эстетики; · правила делового общения; · основы организации труда и управления; · правила эксплуатации вычислительной техники; · основы административного права и законодательства о труде; · правила внутреннего трудового распорядка; · правила и нормы охраны труда. Должность секретаря приемной руководителя может занимать работник с высшим или средним специальным образованием без предъявления требований к стажу работы.
Сравнивая должностные обязанности помощника руководителя и секретаря приемной руководителя, мы увидим, что если у первого основное направление деятельности — это анализ и сбор необходимой руководителю информации, исполнение представительских функций и выполнение поручений, зачастую требующих самостоятельного принятия решений, то среди основных обязанностей второго преобладает документационное и техническое обеспечение деятельности руководителя. В этом смысле к должности секретаря приемной руководителя очень близко стоит должность секретаря-референта. Основное различие между ними заключается в том, что в соответствии с требованиями ЕКСД секретарь-референт обязан владеть 1–2 иностранными языками. Кроме должностных обязанностей, перечисленных выше (а они аналогичны тем, которые вменяются секретарю приемной руководителя), среди его должностных обязанностей присутствует участие в переговорах без переводчика (при необходимости секретарь-референт должен выступить в данной роли) и организация приема иностранных партнеров. Кроме того, в обязанности секретаря-референта входит подготовка обзоров прессы, комплектация справочных материалов, необходимых руководителю, их классификация и ведение тематических досье. Секретарь-референт должен иметь высшее или среднее специальное образование (без предъявления требований к стажу работы).
Как отмечалось ранее, должность секретаря относится к техническому персоналу, а, соответственно, его должностные обязанности в первую очередь направлены на осуществление технического обеспечения обслуживания работы руководителя организации (его заместителей). В ходе реализации должностных обязанностей секретарь: · собирает и представляет необходимые руководителю сведения от подразделений или исполнителей; · организует телефонные переговоры руководителя, записывает в его отсутствие принятые сообщения и доводит до сведения руководителя их содержание; · осуществляет работу по организационной подготовке заседаний и совещаний, проводимых руководителем (сбор необходимых материалов, оповещение участников о времени, месте, повестке дня заседания или совещания, их регистрация), ведет и оформляет протоколы; · печатает по указанию руководителя служебные документы и материалы, необходимые для его работы, вводит необходимую информацию в банк данных; · при владении навыками стенографии стенографирует тексты приказов, распоряжений, писем и других организационно-распорядительных документов с последующей их расшифровкой и печатанием или вводом информации в банк данных; · передает и принимает информацию по приемно-переговорным устройствам (телекс, факс, телефакс и др.); · оформляет различные документы и материалы с использованием компьютерной техники; · принимает документы на подпись руководителю; · организует прием посетителей, содействует оперативности рассмотрения их просьб и предложений; · осуществляет делопроизводство, принимает поступающую на имя руководителя корреспонденцию, систематизирует ее в соответствии с установленным порядком и передает после рассмотрения руководителем в подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе их работы либо подготовки ответа; · ведет контрольно-регистрационную картотеку, следит за сроками выполнения поручений руководителя, поставленных на контроль; · формирует дела в соответствии с утвержденной номенклатурой дел, обеспечивает их сохранность и в установленные сроки сдает в архив; · подготавливает документы для тиражирования на множительной технике, а также копирует документы; · обеспечивает рабочее место руководителя канцелярскими принадлежностями, средствами организационной техники; · соблюдает требования по охране труда и пожарной безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правила внутреннего трудового распорядка. В соответствии с требованиями ЕКСД секретарь должен знать: · положения, инструкции, другие руководящие материалы и нормативные документы по ведению делопроизводства; · структуру организации и ее подразделений; · машинопись; · правила орфографии и пунктуации; · правила печатания деловых писем с использованием типовых форм; · правила эксплуатации компьютерной техники, техники для тиражирования печатных материалов, диктофонов, магнитофонов и других используемых технических средств; · правила пользования приемно-переговорными устройствами; · стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации; · основы этики и эстетики; · правила делового общения; основы организации труда; · основы законодательства о труде; · правила внутреннего трудового распорядка; · требования по охране труда и пожарной безопасности. Должность секретаря может занимать работник, имеющий среднее образование и специальную подготовку по установленной программе.
Специфика деятельности секретаря незрячего специалиста отражена в его должностных обязанностях, которые, помимо ведения делопроизводства, предписывают ему оформление документов рельефно-точечным шрифтом Брайля, чтение вслух незрячему специалисту различной информации, его сопровождение в командировках и т.д. [1] Все должностные обязанности и требования к секретарским работникам приведены в данном материале в соответствии с ЕКСД. |
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023