+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Кто на новенького?

"Секретарское дело" № 09/2015

••• Кто на новенького?


Марина ГЛАДКАЯ


Смена руководителя — определенный стресс для любого работника, и причина его лежит на поверхности: это неизвестность, которая, как правило, всегда пугает. Продолжит ли новый босс спокойно двигаться курсом своего предшественника? Или, можно, станет реформатором, полностью перекроив привычный и размеренный уклад работы да и всей фирмы в целом? Пока это никому не известно. Но в любом случае, даже если новый руководитель выберет первый вариант, без перемен вряд ли обойдется. А перемены — это всегда беспокойство и некоторое напряжение.

Адаптация к руководителю со стороны

С появлением нового шефа у секретаря начинается новая жизнь. Это закономерно, поскольку вы ничего не знаете об этом человеке: ни какой кофе он предпочитает, ни во сколько приходит в офис, ни в какое время предпочитает проводить планерки. Поэтому прежде чем предлагать новому боссу свою помощь, присмотритесь, кто перед вами.

Некоторым руководителям свойственно проверять сотрудников на стрессоустойчивость, намеренно провоцируя и нагружая их работой сверх меры. В этом случае лучше проявить гибкость и терпение, но при этом четко давая понять, до какой степени самопожертвования готовы дойти. Тем самым вы заслужите уважение руководителя. В противном случае ужиться с ним будет довольно проблематично.

Обязательно постарайтесь понять, чего хочет добиться новое начальство, каковы его цели. Готов ли руководитель работать с прежним коллективом или нацелен на смену персонала и трудоустройство «своих» людей?

Учитесь оборачивать любую ситуацию себе на пользу. Смена руководителя может стать хорошим стимулом к собственному развитию. Работать надлежит с полной отдачей, причем помните, что обратят внимание не только на результат, но и визуальные эффекты — насколько аккуратно оформлены документы, насколько чисто на рабочем месте и в приемной, грамотно ли вы изъясняетесь, опрятно ли одеты.

Не приуменьшайте свои заслуги — это как раз тот самый случай, когда скромность красит человека в серый цвет. Излишне занижая ценность своих деловых качеств, вы убеждаете руководителя, что не являетесь незаменимым сотрудником для компании. Проявите профессионализм и компетентность, и новый руководитель сразу почувствует в вас хорошего специалиста и начнет прислушиваться к вашему мнению. Вместе с тем удержитесь от соблазна заработать авторитет за счет критики собственных коллег.

Не прислушивайтесь к слухам, которые наверняка начнут распространяться по офису со скоростью света. Зачастую они не имеют ничего общего с реальностью. Время все расставит по своим местам, и когда новый шеф захочет познакомиться с вами, он сам расскажет о своих планах.

Не сравнивайте нового начальника с его предшественником. Разумеется, на первых порах это сравнение будет однозначно не в его пользу. Прежде чем сформировать свое мнение по тому или иному рабочему вопросу, постарайтесь выяснить, что думает босс. Всегда помните о деловом этикете: ничего личного — бизнес превыше всего.

Не бойтесь высказывать новому руководителю свою точку зрения. Если вашей целью является попытка наладить хорошие отношения с руководством, не молчите. Обсуждайте проблемы, с которыми сталкиваетесь, в спокойной, вежливой и профессиональной манере. Таким образом вы сможете быстрее их решить. Вы удивитесь, но многие руководители вообще не представляют, что люди, находящиеся у них в подчинении, чем-то недовольны. Когда вы озвучите ваши проблемы новому руководству, то оно наверняка будет вам за это благодарно и постарается их решить.

В процессе общения с новым руководителем никогда не отзывайтесь о его предшественнике слишком хорошо или чересчур плохо. Бурный поток комплиментов в адрес бывшего шефа будет воспринят как вызов или попытка придраться. Если же вы будете критиковать экс-руководителя, то тем самым выкажете свое неуважение. К тому же новый босс не без оснований может решить, что вы подлизываетесь, а после его ухода будете распространять и о нем такие же малоприятные слухи.

Постарайтесь понять босса, для чего следует внимательно наблюдать за его действиями и искренне им интересоваться. Бояться нового руководителя не стоит, поверьте, ему на новом рабочем месте тоже не особенно комфортно. Помните, что придя в новую фирму, начальнику предстоит освоиться, найти союзников и единомышленников. И если как следует постараться, этим союзником можете стать вы. Будьте с ним доброжелательны, помогите освоиться. Без навязчивости, разумеется. Как правило, первые дни работы нового руководителя достаточно сумбурны. Случается, что он оказывается в некотором информационном вакууме. Ваша задача — предоставить шефу всю необходимую информацию о том, куда и к кому он может и должен обращаться за решением организационных и иных вопросов. Новый начальник не должен бегать за системным администратором, чтобы тот создал ему учетную запись на компьютере. Предусмотрите этот вопрос. Кроме того, подчиненные не должны суетиться вокруг шефа, делясь ручками, бумагой и объясняя, каким образом выдается зарплата. Организуйте новому начальнику экскурсию по компании по порядку взаимодействия подразделений и производственного цикла, например от отдела закупок через производство, отдел продаж и далее по вспомогательным службам.

Многие считают, что общение с начальством — это стресс и изощренная пытка. Другие — что это полоса препятствий. А по сути общение с руководителем дает вам идеальный шанс отстоять свои интересы и укрепить позиции в компании. К тому же именно вы являетесь его первым помощником и правой рукой.

Работайте с новым начальником, а не против него. Возможно, вам захочется выставить его некомпетентным в тех или иных ситуациях и вопросах. Но если вы собираетесь и дальше трудиться в компании, то в этом случае куда выгоднее сотрудничество, нацеленное на достижение целей и процветание организации.

Помогите новому руководителю справиться с тем, что у него получается плохо, прикройте его слабые места — вам это под силу. Если босс постоянно забывает, что и когда надо сделать, будучи его правой рукой, предложите помочь, к примеру, с подготовкой отчетности. Подумайте, в чем еще вы можете ему помочь, не упустите такую возможность. Впоследствии это наверняка будет оценено — люди, как правило, помнят хорошее.

Хвалите вашего начальника за правильные поступки и решения. Многие руководители никогда не слышат в свой адрес слов одобрения, ведь почему-то считается, что это они должны хвалить подчиненных, а не наоборот. Да, вам может быть не по себе, если вы вдруг решите подойти к руководителю, но знайте: хороший руководитель всегда рад дельному совету, ведь подобные отзывы от подчиненных позволят ему наладить работу более качественным и оптимальным образом. Главное, не перестарайтесь и не начните льстить. Ваш шеф будет впечатлен тем, что вы одобряете его стиль руководства, и не забудет это.

Проявлять инициативу и подходить первым к большому боссу не только можно, но и нужно. Как минимум, чтобы поздороваться — этого требуют правила хорошего тона. В процессе общения по невербальным сигналам легко определить, расположен ли ваш руководитель к общению. Так, если он как бы раскрывает руки, поворачивая ладони к небу, или расстегивает пиджак, вы смело можете заводить разговор и даже озвучивать некоторые свои пожелания и просьбы по работе и карьерному продвижению. Если же ваш начальник скрещивает руки на груди, прячет их за спину или в карманы, то эти позы являются сигналом для отступления. Впрочем, все без исключения жесты принимать на свой счет не стоит. Иногда руки в карманы прячут от холода, а агрессивные жесты провоцируются вовсе не вами, а неприятными воспоминаниями. Словом, не стоит спешить с выводами, как и не стоит избегать дополнительного общения с начальством, которое может очень помочь в достижении ваших целей.

Адаптация к руководителю — бывшему коллеге

Тут, казалось бы, все намного проще: руководителем становится человек, проработавший в компании энное количество лет, следовательно, знакомый со всеми организационными вопросами и структурой организации. Его не нужно ни с чем знакомить, вводить в курс дела, он и сам может рассказать о компании едва ли не больше любого сотрудника.

Но при всем при этом новоиспеченные начальники, как правило, сталкиваются с целым рядом сложностей, среди которых отсутствие четкой управленческой позиции; неумение разделить личные и деловые коммуникации с бывшими коллегами — нынешними подчиненными (иными словами, тому, кто был «как все», а теперь далеко шагнул вверх по карьерной лестнице, трудно решить для себя, стать руководителем или остаться другом); выбор излишне жесткой или неоправданно мягкой позиции («я все сделаю сам, не портить же отношения»).

Чтобы адаптироваться к поднявшемуся по карьерной лестнице коллеге, лучше всего обговорить с ним, как он представляет себе порядок работы, что именно собирается реформировать, на что надеется, чего опасается. Продемонстрируйте интерес к работе и готовность к сотрудничеству. Покажите, что на вас можно рассчитывать и избегайте любых проявлений панибратства и перехода на неформальные отношения.

Не воспринимайте новоиспеченного начальника в штыки, будьте максимально открыты, не ищите в его действиях коварный умысел.

Попытайтесь выяснить намерения нового руководителя, особенно в тех случаях, когда его поступки вызывают удивление или раздражение. Ведь отличительная черта умных сотрудников — способность понимать причины, стоящие за поведением других людей. Будьте готовы к тому, что идеи нового руководителя окажутся вполне стоящими. Рассудите здраво: если человеку доверили такой пост, значит, он чего-то стоит. В таком случае почему бы вам не взять у него несколько уроков профессионального мастерства?


info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023