"Секретарское дело" № 09/2015 |
Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 № 306-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц»», вступающим в силу с 23 января 2016 г., вносятся многочисленные изменения в Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». В ст. 1 Закона № 300-З уточняются некоторые термины, используемые в данном законодательном акте. Так, под электронным обращением будет пониматься обращение заявителя, поступившее на адрес электронной почты организации либо размещенное на официальном сайте организации в сети Интернет, причем размещенное в специальной рубрике этого сайта. В настоящее время повторным обращением считается обращение, поступившее в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу два и более раза. С 23 января 2016 г. под повторным обращением будет пониматься письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций. Кроме того, таковым будет считаться замечание и (или) предложение, внесенные в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение трех лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление). Пункт 1 ст. 2 Закона № 300-З дополняется нормой, согласно которой на обращения работника к нанимателю действие данного законодательного акта не распространяется. Как и сейчас, в организациях должен будет проводиться личный прием граждан, их представителей, представителей юридических лиц. При этом согласно новой редакции п. 2 ст. 6 Закона № 300-З не только должностные лица организаций, проводящие личный прием, но и работники организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием, не вправе отказать в личном приеме, записи на личный прием. Расширяется перечень исключений из данного правила: кроме случаев, когда заявителю в ходе личного приема уже был дан исчерпывающий ответ на интересующие его вопросы либо когда переписка с этим заявителем по таким вопросам была прекращена, отказ в личном приеме возможен при обращении по вопросам, не относящимся к компетенции этих организаций, и обращении в неустановленные дни и часы. Уточняются права заявителей (п. 7 Закона № 300-З), которые получат право истребования дополнительных документов и (или) сведений в электронной форме, если истребование таких документов и (или) сведений не затрагивает права, свободы и (или) законные интересы других лиц и в них не содержатся сведения, составляющие государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. В настоящее время подобное истребование возможно только в бумажной форме. При этом в ст. 8 Закона № 300-З дополнительно устанавливается обязанность заявителей подавать обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией. Закон № 300-З дополняется ст. 8-1, в соответствии с которой организации, индивидуальные предприниматели получат право: · запрашивать в установленном порядке документы и (или) сведения, необходимые для решения вопросов, изложенных в обращениях; · обращаться в суд для взыскания с заявителей расходов, понесенных в связи с рассмотрением систематически направляемых (3 и более раза в течение года) необоснованных обращений в одну и ту же организацию, к одному и тому же индивидуальному предпринимателю от одного и того же заявителя, а также обращений, содержащих заведомо ложные сведения; · осуществлять иные права, предусмотренные Законом № 300-З и иными актами законодательства. Из числа обязанностей организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 9 Закона № 300-З) исключается необходимость разъяснять заявителям порядок обжалования решений об оставлении обращений без рассмотрения по существу в случаях, предусмотренных Законом № 300-З. В п. 3 ст. 10 Закона № 300-З уточняется, что организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение 5 рабочих дней (сейчас здесь говорится о 5 днях без уточнения, календарные это дни или рабочие) направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном Законом № 300-З, оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях. Письменные обращения, в которых обжалуются судебные постановления, также будут возвращаться заявителям не позднее 5 рабочих дней с разъяснением им порядка обжалования судебных постановлений. Аналогичным образом обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, будут направляться организациями, в которые они поступили, в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы не позднее 5 рабочих дней. Перечень обязательных реквизитов, которые должны содержать письменные обращения граждан (п. 2 ст. 12 Закона № 300-З), сокращается за счет места работы (учебы), которое можно будет не указывать. Правда, это исключение не коснется замечаний и (или) предложений, которые по-прежнему должны вноситься в книгу замечаний и предложений в соответствии с формой книги замечаний и предложений, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
Материал опубликован частично.
Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023