+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Гостям носили блюда по чинам

"Секретарское дело" №06/2015

••• Гостям носили блюда по чинам



Лиза Коваленко


Девиз нашего журнала таков: «Секретарское дело — это не только сварить кофе…». А продолжений данной фразы можно придумать великое множество. Как смешных, так и вполне серьезных. Шутливое на первый взгляд выражение скрывает в себе серьезный подтекст. Ведь это только кажется, что нет ничего проще, чем отнести в переговорную или кабинет руководителя несколько чашечек с напитками. На самом деле даже в этой незамысловатой процедуре множество подводных камней и тонкостей, с которыми нам с вами и предстоит сейчас разобраться.

Первый вопрос, который возникает у секретаря, проводившего делегацию или гостя в переговорную, — когда следует подавать чай и кофе? Обычно переговоры длятся более часа, поэтому через 5–10 минут после начала стоит зайти и предложить гостям напитки. С этого момента начинается самое сложное: следует не только учесть предпочтения присутствующих, но и правильно все подать. Ведь в дипломатическом и деловом этикете на первый план поставлены не возрастные или половые отличия, как в светском, а субординация. Именно с ее учетом следует определять последовательность подачи угощения.

Если у руководителя в кабинете присутствует только один гость, следует соблюдать общие правила: первая чашка подается гостю, вторая — шефу. Если же гость не один, а, например, с переводчиком или помощником, то вторым обслуживается именно он и только потом ваш начальник. В случае, когда гостей много, напитки подаются им с учетом служебного положения. На переговорах также могут присутствовать и сотрудники вашей компании. Они получают угощение после того, как вы обслужили гостей и руководителя.

Убирают посуду также сначала у гостей. Если корпоративная культура позволяет курить в помещении и во время переговоров присутствующие пользовались этой возможностью, не следует забывать про смену пепельниц. Их следует менять, накрыв бумажной салфеткой.

Напитки готовят за дверью, а не в помещении, где проходят переговоры. Традиционно заваривают черный чай или молотый кофе. По дипломатическому протоколу пакетированный или зеленый чай не допускается. Однако офисный этикет более лоялен. Если в наличии имеется только чай в пакетиках, ни в коем случае не следует опускать их в чашку с кипятком. Вкусы у людей разные и ваши шансы угадать, насколько крепкий напиток любит тот или иной гость, минимальны. Хорошо, если у вас в шкафчике с посудой припасены специальные тарелочки, на которых подается чайный пакетик и куда гость может его положить после использования. Если кто-то из присутствующих попросил зеленый чай, его следует подавать в заварочном чайнике на одну-две персоны. Сахар к зеленому чаю либо не предлагают вовсе, либо подают коричневый кусковой.

Кофе, чай или кипяток (если чай пакетированный) в чашки наливают не до краев. Это поможет не расплескать напиток по пути в кабинет или когда гость будет класть в чашку сахар.

Дипломатический протокол требует, чтобы на подносе или раздаточном столике стояло одинаковое количество чашек с чаем и кофе. Это нужно для того, чтобы каждый присутствующий мог выбрать тот напиток, который предпочитает. В деловых же кругах допустимо поинтересоваться заранее, кто какой напиток желает, и приготовить нужное количество чашек чая и кофе.

Подавать напитки и убирать пустые чашки следует, подойдя с левой стороны. Если стол в кабинете стоит так, что данное требование выполнить невозможно, чашку ставят с той стороны, с которой есть возможность подойти. Только не забывайте, что перед лицом сидящего нельзя ничего проносить.

Ручка чашки должна быть повернута вправо, под нее кладут ложечку. Салфетки на блюдце, под чашку, не застилают: если вы прольете напиток на блюдце, салфетка моментально размокнет и зрелище будет не особо приятное. Но в современных деловых кругах, которые не столь консервативны, как дипломатические, допускается использование специальных ажурных салфеток, которые чуть превышают диаметр дна чашки. Они, как правило, не сильно размокают.

Что касается сахара, то его подавать можно по-разному. Однако предпочтение следует отдавать порционному или кусковому. Традиционно кладется либо 2 пакетика сахара на блюдце, либо 2 кусочка сахара на ложку, лежащую на блюдце. Также сахар можно подать в сахарнице, но обязательно со щипцами или ложкой. Тогда каждый гость сможет положить столько, сколько считает нужным. Класть в чашку с кофе или чаем сахар будет нарушением правил. Ведь, как уже говорилось, угадать вкусы гостей крайне сложно.

Не будет лишим и нарезанный дольками лимон на блюдце, конфеты, печенье. Только предпочтение отдайте нежирному и не сильно крошащемуся — присутствующие на совещании или переговорах, как правило, работают с документами. К лимону не забудьте положить специальную двузубую вилку, чтобы гостям не пришлось брать его руками.

Не забудьте о салфетках. Их следует подавать в специальной подставке, а не раскладывать у каждого блюдца. Присутствующие сами по мере необходимости ими воспользуются.

Если переговоры затягиваются, можно предложить напитки повторно примерно через час после того, как была убрана последняя чашка. После второго чаепития посуда не убирается.

Хотелось бы также рассмотреть и тот случай, когда присутствующих довольно много. Согласитесь, забегать в переговорную или кабинет директора несколько раз с подносом в руках не очень разумно. Это отнимает время, а также заставляет людей отвлекаться от важных дел. Они-то пришли деловые вопросы решать, а не чайком баловаться. В таких случаях допустимо привлечь кого-то из сотрудников для помощи и подать напитки вдвоем.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023