+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Признание прав и установление факта принадлежности объектов недвижимости

""

Признание прав и установление факта принадлежности объектов недвижимости

 

Судом признано право коммунальной собственности на объект недвижимости.
 

Хозяйственный суд рассмотрел дело по иску городского исполнительного комитета к открытому акционерному обществу о признании права коммунальной собственности на здание, находящееся во владении и пользовании у ответчика, который передал спорное здание на праве хозяйственного ведения иностранному частному унитарному производственно-строительному предприятию, учредителем которого является.

По мнению истца, право коммунальной собственности возникло в силу актов законодательства Республики Беларусь, устанавливающих порядок формирования коммунальной собственности при разделении государственной собственности, в частности, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.1991 № 313 «О формировании коммунальной собственности в Республике Беларусь» (далее — Постановление), а также решения городского Совета народный депутатов 1991 г. «О коммунальной собственности».

Представитель ответчика исковое требование не признал, поскольку, по его мнению, истец не является собственником спорного здания, так как данное имущество было передано организации, правопреемником которой является ответчик, на основании решения исполкома районного Совета депутатов трудящихся в 1974 г. Кроме того, в последующем данное здание не могло перейти в собственность города, так как не принималось в собственность Республики Беларусь, и в настоящее время является собственностью иностранного юридического лица. Помимо этого представитель ответчика заявил о том, что он пользуется указанным зданием более 32-х лет, что свидетельствует о приобретении им права собственности на указанное имущество в силу приобретательной давности.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд признал исковое требование обоснованным и подлежащим удовлетворению на основании следующего.

Решением исполкома районного Совета депутатов трудящихся 1974 г. спорное здание было передано с баланса домоуправления на баланс специализированного управления стройтреста.

Согласно ст. 5, 6 Конституции Республики Беларусь основной жилищный фонд и административные здания являлись государственной собственностью. Следовательно, у ответчика не могло возникнуть права собственности на спорное здание на основании решения исполкома 1974 г., так как права собственности юридических лиц не существовало. Таким образом, у ответчика на основании решения исполкома возникло только право пользования спорным зданием.

В соответствии с п. 22 постановления Совета Министров Белорусской ССР от 25.03.1966 № 131 «О передаче дополнительно на решение министров и руководителей ведомств БССР, исполкомов областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся вопросов хозяйственного и культурного строительства» вопросы безвозмездной передачи с баланса на баланс зданий и сооружений от государственных организаций республиканского и местного подчинения государственным предприятиям союзного подчинения были отнесены к ведению министров и руководителей ведомств БССР.

Таким образом, на основании решения исполкома 1974 г. спорное здание не могло быть передано безвозмездно на баланс специализированного управления треста (союзного подчинения) от домоуправления (предприятия местного подчинения), так как данный вопрос не был отнесен к компетенции исполкома районного Совета депутатов трудящихся. Следовательно, право пользования и владения на спорное здание сохранялось за домоуправлением до вступления в силу законодательства Республики Беларусь о коммунальной собственности.

В соответствии со ст. 45 Закона Республики Беларусь от 11.12.1990 № 457-XII «О собственности в Республике Беларусь» в собственности административно-территориальных образований могло находиться имущество органов власти и управления административно-территориального образования, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство местного Совета народных депутатов, а также предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные, строительные и другие предприятия и комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития соответствующей территории.

Пунктом 1 Постановления было предписано передать местным Советам народных депутатов по состоянию на 1 июля 1991 г. государственные предприятия, объединения, организации, учреждения и другие объекты со всеми их основными и оборотными средствами и иным имуществом, в том числе жилищный фонд, нежилые помещения и объекты жилищно-коммунального хозяйства для формирования коммунальной собственности как экономической основы местного самоуправления. Поскольку спорное здание находилось в ведении домоуправления, оно подлежало отнесению к нежилым помещениям жилищно-коммунального хозяйства города. Судом отклонен довод представителя ответчика о том, что спорное здание отнесено к категории ведомственных зданий.

Довод представителя ответчика о том, что указанный объект не принимался в собственность Республики Беларусь в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности, заключенном в г. Бишкеке 09.10.1992 г., судом признан необоснованным, так как в соответствии с п. 1 данного соглашения в нем определен порядок перехода в собственность сторон данного соглашения имущества, в том числе финансовых ресурсов, предприятий, учреждений, организаций их структурных единиц и подразделений бывшего союзного подчинения, расположенных на территориях сторон. Однако спорное здание не относилось к имуществу предприятия союзного подчинения, в связи с чем соглашение на его правовой статус не распространяется.

Решением хозяйственного суда в 2004 г. регистрация права собственности за учредителем и права хозяйственного ведения за ответчиком на указанное здание признана недействительной. Поэтому ссылка ответчика на факт приобретения им права собственности (хозяйственного ведения) на спорное здание в силу приобретательной давности на основании ст. 235 Гражданского кодекса Республики Беларусь судом отклонена, так как, согласно данной статье, право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

Полностью материал читайте в печатной версии журнала

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023