"" |
Сергей Чеславович Белявский
Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 № 64-З «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» внесены изменения в ряд статей Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП), в том числе в санкцию ч. 4 ст. 12.17 КоАП.
Во-первых, из абз. 2 ч. 4 ст. 12.17 КоАП исключены слова «от тридцати», определяющие минимальный размер санкций, предусмотренных за совершение соответствующего правонарушения. Таким образом, в настоящее время нижний порог санкций, установленных ч. 4 ст. 12.17 КоАП, отсутствует, и в правоприменительной практике следует руководствоваться общими нормами КоАП. Пример Хозяйственным судом было рассмотрено поступившее из инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь дело об административном правонарушении по ч. 4 ст. 12.17 КоАП в отношении ООО «В», ранее не привлекавшегося к административной ответственности по указанному составу, признак повторности отсутствовал. Как было установлено судом из протокола об административном правонарушении, в производственном цехе ООО «В» в нарушение установленного законодательством порядка осуществлялось использование в производстве ткани в количестве 105 м (2 рулона) без наличия документов, подтверждающих факт ее приобретения (поступления). Из данной ткани было изготовлено 67 платьев женских на сумму 40 930 000 руб. (согласно протоколу описи арестованного и (или) изъятого имущества). Таким образом, лицу, в отношении которого велся административный процесс, вменялось совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.17 КоАП. Факт совершения указанного правонарушения и свою вину директор ООО «В» как представитель предприятия признал. В своих объяснениях директор ООО «В» указал, что ткани были приобретены им за наличный расчет для изготовления платьев. Первичные учетные документы на ткани в ООО «В» отсутствовали. Исследовав приложенные к протоколу об административном правонарушении документы, являвшиеся доказательствами, суд пришел к выводу о наличии в деянии привлекаемого лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.17 КоАП. В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции Закона от 25.06.2001 № 42-З (далее — Закон о бухгалтерском учете) факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем совместно с другими участниками операции. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по типовым формам, утвержденным Министерством финансов Республики Беларусь (для Национального банка Республики Беларусь, банков — Национальным банком Республики Беларусь), по формам, утвержденным республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики. При отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или недостатке содержащейся в них информации организация принимает к учету самостоятельно разработанные и утвержденные первичные учетные документы. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее совершения. Требование о подтверждении хозяйственных операций первичными учетными документами содержится и в пп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов»: каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, определенными в данном перечне. Перечень первичных учетных документов утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 (далее — постановление № 360). В соответствии с постановлением № 360 формы товарно-транспортной накладной и товарной накладной утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная». В соответствии с упомянутой Инструкцией накладные ТТН-1 и ТН-2 применяются юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями и являются основанием для списания товарно-материальных ценностей (далее — товары) у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Товары, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, принимаются на учет на основании документов, выписанных грузоотправителем. Накладная ТТН-1 предназначена для учета движения товаров при их перемещении с участием транспортных средств, расчетов за их перевозки и учета выполненной транспортной работы в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». В соответствии с ч. 4 ст. 12.17 КоАП приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации. При определении вида и размера административной ответственности суд исходил из следующего: — факт совершения административного правонарушения и вина ООО «В» были подтверждены собранными по делу доказательствами; — директор ООО «В» факт нарушения и свою вину признал; — ранее в течение года ООО «В» не привлекалось к административной ответственности за аналогичное правонарушение по ч. 4 ст. 12.17 КоАП; — не были установлены отягчающие административную ответственность обстоятельства. Поэтому с учетом характера и установленных последствий совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, сведений о лице, совершившем административное правонарушение, суд пришел к выводу о том, что соответствующим тяжести этого административного правонарушения будет административное наказание, предусмотренное ч. 4 ст. 12.17 КоАП, в виде штрафа в размере 30 базовых величин с конфискацией товара согласно протоколу описи арестованного и (или) изъятого имущества. Суд пришел к выводу о применении наряду с административным штрафом конфискации товара, поскольку возврат изъятого товара, легальность происхождения которого не была установлена, могла повлечь повторное его вовлечение в незаконный товарооборот. При определении размера штрафа судом была принята во внимание стоимость товара, подвергнутого конфискации, учтена как тяжесть совершенного правонарушения, так и необходимость предупреждения совершения новых правонарушений как самим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими лицами. Таким образом, ООО «В» были допущены грубые нарушения законодательства о бухгалтерском учете, в частности ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Указанные нарушения, а также аналогичные им, связанные с нарушением действующего законодательства в части бухгалтерского учета и отчетности, могут влечь административную ответственность согласно ст. 12.1 КоАП. Кроме того, в соответствии с пп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1, в редакции Декрета от 24.01.2013 № 2 юридическое лицо может быть ликвидировано по решению хозяйственного суда в случае осуществления деятельности без надлежащего специального разрешения (лицензии), либо запрещенной законодательными актами, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов. Указанные обстоятельства обусловили направление в адрес лица, в отношении которого велся административный процесс, частного определения, в котором было указано на допущенные нарушения, а также на необходимость строгого соблюдения требований действующего законодательства в части бухгалтерского учета и отчетности работниками ООО «В» с целью исключения приведенных нарушений в своей последующей работе. В соответствии со ст. 10.31 ПИКоАП при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, судья имеет право вынести частное определение, а орган, ведущий административный процесс, — направить предложения в соответствующие государственные органы и иные организации о принятии мер по устранению этих причин и условий. Должностные лица государственных органов и иных организаций обязаны в течение месяца со дня поступления частного определения или предложения сообщить о принятых мерах суду, органу, ведущему административный процесс, их вынесшим и направившим.
Материал опубликован частично.
Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023