+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• «Ненормативное» превышение расстояния

""

••• «Ненормативное» превышение расстояния

 

Сергей Кулаковский,
судья хозяйственного суда Гродненской области,

Наталья Стародубова,
юрист

 

Отношения по перевозке регулируются рядом нормативных правовых актов, одни из которых включены в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, а потому обязательны для применения, другие — не включены и являются рекомендательными актами. С оценкой таких актов столкнулся хозяйственный суд Гродненской области при рассмотрении дела по иску индивидуального предпринимателя Н. к предприятию «Л» о взыскании 248 000 руб. задолженности за оказанные транспортные услуги.

 

На сегодняшний день ни один субъект хозяйствования не может обойтись без договора перевозки грузов, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. При этом перевозчик обязан перевозить груз по кратчайшему или установленному маршруту. Если же необходима рациональная перевозка по более протяженному маршруту, то перевозчик должен согласовать маршрут с заказчиком перевозки. Провозная плата при этом определяется с учетом фактического расстояния автомобильной перевозки.

Фабула дела

Между индивидуальным предпринимателем Н. и предприятием «Л» 08.01.2004 был заключен договор на организацию перевозок грузов, согласно которому предприятию «Л» должны были быть оказаны транспортные услуги, а 31.12.2004 было заключено дополнительное соглашение к данному договору. В период с 20.04.2005 по 21.04.2005 в соответствии с заявкой предприятия «Л» предпринимателем была выполнена перевозка груза по маршруту Лида — Минск — Лида, о чем был составлен акт выполненных работ от 21.04.2005. Акт предприятие «Л» подписало. Стоимость транспортной услуги составила 248 000 руб. Предприятие «Л» отказалось в полном объеме уплачивать данную сумму, ссылаясь на необоснованное увеличение перевозчиком расстояния маршрута. В связи с этим индивидуальный предприниматель Н. предъявил в хозяйственный суд иск о взыскании с предприятия «Л» задолженности по оплате.

Позиция сторон

В обоснование своих требований истец ссылался на документы, подтверждающие факт оказания транспортных услуг: товарно-транспортную накладную (ТТН), акт выполненных работ, договор и дополнительное соглашение к нему (о согласовании ответчиком стоимости одного километра перевозки), а также ст. 43 Закона Республики Беларусь от 21.07.2001 № 50-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»* (далее — Закон), ст. 290, 739 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК).

Ответчик не отрицал наличие задолженности за оказанные транспортные услуги в размере 201 310 руб., а оставшуюся сумму задолженности оспаривал. При этом ответчик ссылался на превышение истцом норм расстояний перевозок грузов между населенными пунктами Республики Беларусь, утвержденных постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 15.11.2002 № 37 и вступивших в силу с 01.02.2003 (далее — Нормы расстояний). Согласно данному документу расстояние от Лиды до Минска равно 187 км. Также ответчик ссылался на акт комплексной ведомственной ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия «Л», проведенной комиссией Министерства промышленности Республики Беларусь и указавшей на данные превышения норм.

Решение суда

Суд, оценив фактические обстоятельства дела, представленные документы, Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее — Закон о нормативных правовых актах), выслушав представителей сторон, удовлетворил исковые требования истца по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 739 ГК по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить перевозчику груза установленную плату. Факт выполнения истцом перевозки ответчиком не оспаривался, подтвержден ТТН и актом выполненных работ, подписанным заказчиком, в котором указана протяженность маршрута и его стоимость.

При этом возражения ответчика суд не принял во внимание по следующим основаниям. Согласно ст. 43 Закона автомобильный перевозчик обязан перевозить грузы по кратчайшему или установленному маршруту, открытому для движения соответствующих автомобильных транспортных средств. В случае, когда рациональнее автомобильная перевозка по более протяженному маршруту, автомобильный перевозчик должен согласовать этапы маршрута с заказчиком перевозки. Провозная плата при этом определяется с учетом фактического расстояния автомобильной перевозки. В Нормах расстояний приведены кратчайшие расстояния перевозок грузов между 174 населенными пунктами по республиканским дорогам, а в тех случаях, когда перевозка по республиканским дорогам невозможна, — по местным дорогам. Указанные нормы предназначены для производства расчетов за автомобильные перевозки. В соответствии с п. 3 разд. 1 Правил применения тарифов на перевозку грузов и другие услуги, выполняемые автомобильным транспортом (приложение 2 к прей­скуранту № 13-01-03, введенному в действие с 01.01.1999), расстояние между пунктами приема и выдачи груза дополнительно увеличено: для г. Минска — на 15 км, для областных городов — на 10 км, для других городов и населенных пунктов — на 5 км. Нормы расстояний вступили в силу с 01.02.2003.

Нормативный правовой акт — это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение (абз. 13 ч. 1 ст. 1 Закона о нормативных правовых актах). Вышеуказанные нормы расстояний по своему содержанию подпадают под определение нормативного правового акта.

В соответствии со ст. 60 Закона о нормативных правовых актах нормативные правовые акты Республики Беларусь подлежат включению в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, им присваиваются регистрационные номера Национального реестра правовых актов Республики Беларусь. Согласно ч. 2 ст. 65 Закона о нормативных правовых актах Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты, за исключением указанных в ч. 1 и 3 настоящей статьи, вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормы расстояний не были включены в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, в связи с чем не являлись обязательными для применения, в том числе и при осуществлении расчетов за перевозки. Договор на организацию перевозок грузов, заключенный между сторонами, не содержал также ссылок на необходимость применения перевозчиком Норм расстояний.

С учетом данных обстоятельств дела и анализа действующего законодательства суд признал требования истца обоснованными.


* В настоящее время признан утратившим силу в связи со вступлением в действие Закона Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». — Примеч. авт.

 

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023