+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

Досудебное соглашение о сотрудничестве как междисциплинарный правовой институт

"Юридический мир" № 03/2015

Досудебное соглашение о сотрудничестве как междисциплинарный правовой институт



Лукашов А.


Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 № 241-З «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Закон № 241-З), вступивший в силу с 28 января 2015 г., содержит нормы, посвященные новому для нашей страны правовому институту досудебного соглашения о сотрудничестве.

Закон № 241-З в части досудебного соглашения о сотрудничестве базируется на проверенных практикой нормах российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства о сотрудничестве обвиняемого (подозреваемого) со следствием, которые появились в нем летом 2009 года.

Как уже было сказано выше, основные положения Закона № 241-З, нашедшие отражение в Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее — УК) и Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее — УПК), вводят в законодательство страны новый междисциплинарный правовой институт, в который включены находящиеся в системном единстве уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы, регламентирующие комплекс взаимосвязанных вопросов, посвященных:

- основаниям и процессуальному порядку заключения досудебного соглашения о сотрудничестве;

- выделению в отдельное производство другого уголовного дела в отношении подозреваемого (обвиняемого), с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;

- контролю со стороны органа уголовного преследования за выполнением обвиняемым обязательств, принятых в рамках этого соглашения;

- процессуальному порядку исследования судом выполнения (включая оценку степени выполнения) или невыполнения обвиняемым указанных обязательств;

- назначению судом наказания обвиняемому с учетом выполнения (включая оценку степени выполнения) или невыполнения им обязательств, принятых в рамках досудебного соглашения о сотрудничестве.

В абз. 3 п. 1 решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 26.12.2014 № Р-967/2014 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (далее — Решение КС) отмечено, что введение института досудебного соглашения о сотрудничестве направлено на повышение эффективности борьбы с преступностью, в том числе организованной, полное и оперативное расследование преступлений, расширение возможностей по возмещению причиненного преступлением вреда (ущерба) и обеспечение тем самым охраны конституционных прав и свобод человека, прав и законных интересов юридических лиц, общественных и государственных интересов и установленного правопорядка от преступных посягательств.

В п. 8.6 Решения КС подчеркнуто, что данный правовой институт вводится в уголовный процесс для решения вытекающих из положений Конституции Республики Беларусь задач уголовного процесса, в том числе защиты личности, ее прав и свобод, интересов общества и государства, путем быстрого и полного расследования преступлений, изобличения и привлечения к уголовной ответственности виновных (ч. 1 ст. 7 УПК). 


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.



ООО «РегистрМедиа» 1996-2022