+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Вторая попытка откупиться от пенсионной реформы

"Юридический мир" № 01/2015

Вторая попытка откупиться от пенсионной реформы



Марков А.


Указ Президента Республики Беларусь от 08.12.2014 № 570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» (далее — Указ № 570), часть норм которого вступает в силу с 1 января 2015 г., а часть — с 1 января 2016 г., принят, как сказано в преамбуле этого законодательного акта, в целях повышения уровня пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих длительный стаж работы, и оптимизации пенсионных расходов. На наш взгляд, он также является еще одной попыткой обойти пенсионную реформу, неизбежность которой за последние годы стала очевидной, и не допустить повышения возраста выхода на пенсию.

Первая попытка в этом направлении была предпринята в начале 2012 года, когда появился Указ Президента Республики Беларусь от 18.03.2012 № 136 «О мерах по совершенствованию пенсионного обеспечения граждан» (далее — Указ № 136). Напомним, что данный законодательный акт, вступивший в силу с 1 октября 2012 г., установил своеобразный «бонус» за отказ от получения пенсии при наступлении пенсионного возраста и продолжении работы.

Если продолжать работу после приобретения права на пенсию по возрасту на общих основаниях (мужчины — по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины — по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет) и отказаться от получения пенсии по возрасту, то ее размер ежегодно увеличивается. За полный первый год работы размер пенсии вырастает на 6% заработка, из которого в соответствии со ст. 56 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» (далее — Закон о пенсионном обеспечении) исчисляется пенсия, за полные второй, третий и четвертый год работы — на 8%, 10% и 12% такого заработка соответственно. После этого величина «премии» за каждый последующий год работы без пенсии перестанет расти: размер пенсии по возрасту за каждый полный отработанный год будет увеличиваться на 14% заработка. Если же отработан неполный год, то размер пенсии по возрасту возрастет на 1% заработка, из которого исчисляется пенсия, за каждые полные 2 месяца неполного года работы, а результат суммируется с размерами увеличения пенсии, указанными выше.

Эти нормы были перенесены Законом Республики Беларусь от 26.10.2012 № 434-3, вступившим в силу с 1 декабря 2012 г., в ст. 231 Закона о пенсионном обеспечении и действуют до сих пор, а Указ № 136, исполнивший свою функцию, был признан утратившим силу с 21 января 2014 г.

Трудно сказать, сколько пенсионеров использовали положения Указа № 136, поскольку их применение вряд ли можно назвать выгодным для работающих пенсионеров. Ведь при отказе от пенсии, к примеру, в 2 млн руб. и продолжении работы пенсионер только за первый год работы оставит в бюджете Фонда социальной защиты населения (далее — Фонд) 24 млн руб. При этом его пенсия увеличивается лишь на 6%, то есть на 120 тыс. руб. в месяц или 1,44 млн руб. в год. Положив виртуальные 24 млн. руб. на депозит в 25% годовых (напомним, что во времена, когда был принят Указ № 136, ставки по депозитам в белорусских рублях были значительно выше), тот же пенсионер не только сохранил бы эту сумму на будущее, но и заработал бы дополнительно 6 млн руб. или в 4 раза больше пенсионной надбавки.

В результате «бонус», предусмотренный Указом № 136, оказался недостаточно привлекательным для наших граждан, и работающие пенсионеры не кинулись в массовом порядке отказываться от своих пенсий. Поэтому власти стали разрабатывать иные способы спасения Фонда, бюджет которого с каждым годом испытывает все большие трудности. Но все «косметические меры» вроде ограничений по выплате пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, сокращения других социальных выплат, расширения базы обложения взносами в Фонд лишь незначительно помогают в борьбе с проблемами. Последним рубежом оставался ключевой вопрос — возраст выхода на пенсию, решение которого власти любой ценой пытаются обойти.

При этом все принимаемые меры не решали главной проблемы — усиливающейся нагрузки на пенсионную систему, вызванной негативным сочетанием демографических и социально-экономических факторов. В результате власти решили еще раз попытаться заставить пенсионеров работать подольше (как известно, большинству работающих пенсионеров часть пенсии — иногда достаточно существенная — просто не выплачивается), но теперь, как представляется, предложенные меры окажутся несколько эффективнее, чем в 2012 году. 


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.



info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023