+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

••• Развитие городов-спутников как способ решения жилищной проблемы

"Юридический мир" № 08/2014

••• Развитие городов-спутников как способ решения жилищной проблемы



Вячеслав Витальевич Королевич
юрист


Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 07.05.2014 № 214 «О развитии городов-спутников» (далее — Указ № 214)

В соответствии с п. 2 Указа № 214 городам Дзержинску, Заславлю, Логойску, Смолевичи, Фаниполю, г.п. Руденск придан статус города-спутника г. Минска, г. Жабинке придан статус города-спутника г. Бреста, г. Скиделю придан статус города-спутника г. Гродно.

Следует отметить, что идея развития городов-спутников возникла несколько лет назад и уже достаточно давно нашла свое закрепление в нормативных документах.

Развитие городов-спутников было предложено как способ решения жилищного вопроса столицы. В соответствии с п. 99 Программы социально-экономического развития города Минска на 2011–2015 годы, утвержденной решением Минского городского Совета депутатов от 23.12.2011 № 187 (далее — Программа), в г. Минске важнейшей задачей строительной отрасли является максимальное сокращение очереди граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пунктом 100 Программы предусмотрено осуществление застройки новых микрорайонов — Зеленый Бор, Лебяжий, Восточный, Большой Тростенец, Боровая, Зацень, Копище, а также отдельных жилых районов малоэтажной застройки в Минском районе. Проект застройки предусматривает размещение жилья в г. Минске и прилегающих районах, городах-спутниках с общей площадью жилой застройки 17,8 млн кв. м, в связи с чем необходимо изъять из земель под жилищное строительство 5 285 га земли, в том числе 1 980 га пахотных земель. Устанавливается необходимость обеспечения ввода жилых районов в городах-спутниках. В перспективе в пределах 50-километровой зоны г. Минска должны появиться города-спутники (п. 101 Программы).

Пунктом 102 Программы предусмотрено осуществление строительства крупных жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках в два этапа:

1) 1-й этап — до 2015 года:

- проектирование и строительство жилья для жителей г. Минска в одном из городов-спутников в качестве экспериментального проекта;

- разработка (актуализация) генеральных планов городов-спутников с параллельной разработкой детальных планов и технико-экономических обоснований строительства перспективных жилых районов во всех городах-спутниках;

2) 2-й этап — 2015–2030 годы:

- строительство жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках.

Как видно из приведенной нормы, список городов-спутников не был исчерпывающим. Так, например в решении Минского областного исполнительного комитета от 09.01.2012 № 26 «Об установлении коэффициентов, применяемых при определении размера платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования»1 в качестве городов-спутников г. Минска кроме названных в Указе № 214 упоминались Столбцы, Узда, Жодино.

С принятием Указа № 214 перечень городов-спутников определен однозначно, а также установлен порядок придания населенному пункту статуса города-спутника в последующем.

Вместе с тем принятие Указа № 214 влечет необходимость корректировки ряда государственных программ и планов, поскольку в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2010 № 976 «О Государственной программе строительства крупных жилых районов для жителей г. Минска в городах-спутниках и выноса (переноса) из столицы в населенные пункты республики некоторых производственных объектов», лежащем в основе развития городов-спутников, перечень населенных пунктов, определяемых как города-спутники, также несколько шире перечня, установленного Указом № 214.

Подразумевающаяся цель

Обращает на себя внимание некоторая непоследовательность и противоречивость в Указе № 214 с точки зрения определения цели его принятия и достижения поставленной цели. В преамбуле в качестве целей определены обеспечение комплексности развития административно-территориальных единиц, создание дополнительных условий для увеличения объемов жилищного строительства, сбалансированного развития населенных пунк­тов, их социальной, производственной, транспортной и инженерной инфраструктуры.

Вместе с тем первое, что обеспечивается после придания населенному пункту статуса города-спутника согласно пп. 1.2 п. 1 Указа № 214, это строительство жилья для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске, областном центре. Последующее указание на обязательность обеспечения единой с г. Минском, областным цент­ром социальной, производственной и транспортной инфраструктуры и регулярного транспортного сообщения городским транспортом также говорит о том, что создание и развитие городов-спутников направлено главным образом на решение жилищной проблемы жителей г. Минска, областных центров. Однако решение жилищной проблемы в г. Минске, областных центрах не определено в качестве основной цели принятия Указа № 214.

Именно исходя из взгляда на развитие городов-спутников как на способ решения жилищной проблемы в г. Минске становятся объяснимыми внесенные Указом Президента Республики Беларусь от 09.08.2011 № 346 «О внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь»2 в Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений»3, изменения, согласно которым нуждаемость в улучшении жилищных условий при постановке на учет в г. Минске определялась не только исходя из площади жилых помещений, расположенных в данном населенном пункте, но и с учетом площади жилых помещений, находящихся в Минском районе. Таким образом, с 10.08.2011 приобретение гражданином, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске, жилого помещения, расположенного в Минском районе, стало основанием для снятия его с такого учета в связи с улучшением жилищных условий. Аналогичная норма содержится в действующем Положении об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 «О ­некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» (далее — Положение № 563).

Вместе с тем мониторинг, проведенный Минским городским исполнительным комитетом, показал, что из более чем 200 тысяч граждан, состоящих на учете в г. Минске, только около 1 тысячи согласны приобрести жилое помещение в городе-спутнике4. То есть подавляющее большинство минчан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, приобретение жилого помещения в городе-спутнике не считают для себя улучшением жилищных условий.

Возможно, это объясняется тем, что удовлетворение нуждаемости в улучшении жилищных условий не вынесено в преамбулу Указа № 214 в качестве цели его принятия.

В общем порядке

Из пп. 3.1, 3.3 п. 3 Указа № 214 следует, что для строительства в городе-спутнике либо для заключения договоров купли-продажи жилых помещений, строительство которых в городе-спутнике осуществлялось по государственному заказу, направляются граждане из числа состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Минске, соответствующем областном центре. При этом отдельная очередность для желающих улучшить свои жилищные условия путем приобретения жилого помещения в городе-спутнике не устанавливается.

Таким образом, направление граждан в вышеуказанных целях осуществляется исходя из их очередности в общем списке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а соответствующих граждан — исходя из их очередности в отдельных списках. То есть направление граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для строительства в городе-спутнике либо для заключения договоров купли-продажи жилых помещений, строительство которых в городе-спутнике осуществлялось по государственному заказу, производится в том же порядке, что и при улучшении жилищных условий в пределах областного центра.

Важная норма

Важной с точки зрения интересов гражданина, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, является норма, закрепленная в пп. 3.2 п. 3 Указа № 214, согласно которой он вправе дать письменный отказ от строительства в городе-спутнике и от направления для заключения договоров купли-продажи жилых помещений, строительство которых в городе-спутнике осуществлялось по государственному заказу. В этом случае местный исполнительный и распорядительный орган в дальнейшем не предлагает строительство в городе-спутнике и направление для заключения договоров купли-продажи жилых помещений, строительство которых в городе-спутнике осуществлялось по государственному заказу, до того момента, пока гражданин сам не обратится с письменным заявлением о согласии на улучшение жилищных условий в городе-спутнике.

Важность данной нормы обусловлена тем, что в соответствии с пп. 32.9 п. 32 Положения № 563 граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае отказов (не менее 3 в течение календарного года) от предлагаемых в установленном порядке вступления в организацию застройщиков либо заключения договора купли-продажи жилого помещения, строительство которого осуществлялось по государственному заказу.

Таким образом, в отсутствие нормы, закрепленной в пп. 3.2 п. 3 Указа № 214, гражданину могли бы быть предложены 3 различных варианта улучшения жилищных условий путем приобретения жилого помещения в одном либо разных городах-спутниках с последующим снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий при получении отказов от 3 вариантов в течение календарного года.

Со вступлением в силу Указа № 214 такая возможность исключена, поскольку улучшение жилищных условий путем приобретения жилого помещения в городе-спутнике может быть предложено гражданину только один раз.

Следует иметь в виду

Вместе с тем сохраняется вероятность ситуации, когда с учета будет снят гражданин, дважды отказавшийся от улучшения жилищных условий в г. Минске по разным причинам (место расположения, стоимость и др.) и получивший предложение улучшить свои жилищные условия путем приобретения жилого помещения в городе-спутнике, от которого также был вынужден отказаться. Поэтому предложение улучшения жилищных условий путем приобретения жилого помещения в городе-спутнике в качестве третьего варианта может вызвать нарекания со стороны граждан.

Указ № 214 вступил в силу 10 августа 2014 г.

СНОСКИ:

1 Утратило силу 01.06.2013.

2 Утратил силу 01.04.2014.

3 Утратил силу 01.04.2014.

4 Шикуть, О. Мингорисполком будет предлагать очередникам возможность строить жилье в городах-спутниках / О.Шикуть // Сайт Белорусского телеграфного агентства / Новости Беларуси. — 2011. — 10 авг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.belta.by/ru/all_news/regions/Mingorispolkom-budet-predlagat-ocherednikam-vozmozhnost-stroit-zhilje-v-gorodax-sputnikax_i_567096.html. — Дата доступа: 21.10.2011.




ООО «РегистрМедиа» 1996-2022