+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

Модели финансирования проектов государственно-частного партнерства: проектное финансирование и форфейтинг — сравнительный анализ

"Юридический мир" № 07/2013

Модели финансирования проектов государственно-частного партнерства: проектное финансирование и форфейтинг — сравнительный анализ



Оксана Анатольевна Темницкая,
юрист


Государственно-частное партнерство (далее — ГЧП) — это соглашение о финансировании, планировании, строительстве или модернизации объекта государственной инфраструктуры и осуществлении производства товаров (работ, услуг) на данном объекте частным партнером в рамках соглашения, заключенного между государственным и частным партнерами.

В данной статье рассмотрены 2 модели финансирования проектов ГЧП — модель форфейтинга и модель проектного финансирования, применяемые в Австрии и Германии.

ФОРФЕЙТИНГ

Форфейтинг — операция, при которой финансовый агент (форфейтер) выкупает без права регресса коммерческое обязательство заемщика перед кредитором. Форфейтер, как правило, это банк, который осуществляет форфетирование путем приобретения долгосрочных требований со сроком погашения до 8 лет. Приобретая право требования за наличные со значительной скидкой (вычитая проценты за весь срок), банк не имеет права его регресса на прежнего владельца и принимает на себя риск неплатежеспособности должника. Форфетирование дает возможность заключать крупные контракты при отсутствии собственных денежных средств у компаний. Используя форфейтинг, они немедленно продают свои долгосрочные требования за наличные.

Модель форфейтинга применяется при стоимости проекта от 5 до 20 млн евро.

Центры форфейтинга — Цюрих и Вена, где крупные банки предоставляют услуги по форфетированию непосредственно или через специализированные филиалы.

В модели форфейтинга задействованы те же участники, что и в модели проектного финансирования: частный партнер или проектная компания, государственный партнер и кредиторы. При реализации проекта ГЧП по модели форфейтинга частный партнер передает банку право требования с государственного партнера платежей за строительство или модернизацию объекта без права регресса. Банку передается только та часть финансовых обязательств государственного партнера, которая покрывает расходы на строительство или модернизацию объекта.

После успешного завершения этапа строительства или модернизации объекта и принятия его банк становится кредитором государственного партнера. При этом государственный партнер должен оплатить банку расходы частного партнера непосредственно за строительные работы в рамках проекта ГЧП. Платежи за использование объекта поступают напрямую частному партнеру или проектной компании.


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.


ООО «РегистрМедиа» 1996-2022