+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

••• Некоммерческие организации в Беларуси: статус, проблемы, перспективы…

"Юридический мир" № 02/2011

••• Некоммерческие организации в Беларуси: статус, проблемы, перспективы…

Валерий Фадеев


В ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) определено 2 вида юридических лиц — коммерческие и некоммерческие организации. При этом в качестве главного отличия одной формы от другой выступает основная цель, которую преследуют юридические лица.

Проблемы правового регулирования

Так, основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли и (или) распределение прибыли между участниками. Для некоммерческих организаций извлечение прибыли и ее распределение между участниками не является основной целью. Определение, содержащееся в ст. 46 ГК, полностью соответствует определению коммерческих и некоммерческих организаций, данному в ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Вместе с тем необходимо отметить одно весьма важное различие между ГК и ГК РФ, касающееся правоспособности этих двух видов юридических лиц. Дело в том, что существуют понятия общей и специальной правоспособности. ГК исходит из того, что юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, а также предмету деятельности, если он указан в учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законодательными актами, юридическое лицо может заниматься только на основании лицензии. В данном случае речь идет о специальной правоспособности, действующей в отношении обоих видов юридических лиц.

Что касается ГК РФ, то он исходит из того, что юридические лица в зависимости от их вида могут иметь как общую, так и специальную правоспособность. Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ст. 49 ГК РФ).

Таким образом, в Российской Федерации все коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий (параллельно заметим, что в Российской Федерации нет частных унитарных предприятий), по общему правилу имеют общую правоспособность.

Можно утверждать, что в Беларуси в связи с реформой законодательства, и в частности законодательства о регистрации, проявилась тенденция к признанию общей правоспособности коммерческих организаций. Так, сегодня в их уставах не требуется указания на предмет и виды деятельности (в отношении различий между этими двумя понятиями имеется спор). В связи с этим, вероятно, назрела необходимость внесения соответствующих изменений в ГК.

Исходя из п. 2 ст. 46 ГК следует вывод, что перечень коммерческих организаций, содержащихся в ГК, является исчерпывающим, то есть коммерческие организации в тех видах, которые находятся за пределами этого перечня, создаваться не могут. Такая же норма содержится и в ГК РФ.

Что касается некоммерческих организаций, то их перечень в ГК не является исчерпывающим и они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами (п. 3 ст. 46 ГК).

На сегодня в Беларуси существуют многие формы некоммерческих организаций, чья деятельность регулируется отдельными законодательными актами об общественных объединениях, о политических партиях, о профсоюзах, о потребительской кооперации и др. Вместе с тем отсутствует специальный закон о некоммерческих организациях, в котором можно было бы определить основные рамочные условия, общие для всех некоммерческих организаций: определение, перечень, формы, порядок создания, реорганизации и ликвидации, статус, государственная поддержка и др. Такой Закон существует в Российской Федерации с 1996 года — Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ). Правда, в него за это время изменения вносились около 20 раз, в основном в связи с уточнением перечня некоммерческих организаций. В то же время Закон № 7-ФЗ все равно не содержит исчерпывающего перечня таких организаций, отсылая к другим формам, предусмотренным федеральными законами.

Когда опыт соседей стоит перенять…

По имеющимся сведениям, в Беларуси в настоящее время подготовлен проект закона, аналогичный Закону № 7-ФЗ. Полагаем, это шаг в правильном направлении. Однако, снова же по имеющимся сведениям, проявилась наша «самостийность», и законопроект, к сожалению, не содержит в перечне указания на такие формы, как некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, саморегулируемые организации. Это крайне важно, поскольку указанные формы активно используются в России и показали свою эффективность. При этом в Российской Федерации имеются специальные нормативные акты, регулирующие их статус (например, Закон Российской Федерации от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»). Так, саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных данным Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида». Основным достоинством таких организаций является саморегулирование, под которым понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Таким образом, через саморегулирование указанные организации могут взять на себя часть функций, которые сегодня не всегда эффективно осуществляют государственные органы. Так, выступая недавно на одном из мероприятий, председатель Белорусского общества оценщиков Трифонов Н.Ю. отметил именно это обстоятельство в ответ на замечание одного из участников о «неквалифицированной» оценке объекта недвижимого имущества.

Полагаем, что введение понятия «саморегулируемые организации», на котором давно настаивает бизнес-сообщество, позволит не только снизить нагрузку на государственные органы, но и повысить качество работы участников таких организаций. Кстати, элементы такого саморегулирования в некоторых организациях в той либо иной степени мы уже имеем (например, адвокатура, те же оценщики и др.). И такие организации, и их законодательное регулирование необходимы прежде всего для субъектов, объединенных на основе профессиональной общности.

Целесообразно также ввести понятие «некоммерческие партнерства», аналогичное действующему в Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 8 Закона № 7-ФЗ некоммерческое партнерство — это основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Вероятно, мы бы через эту форму сняли целый ряд противоречий, особенно в части оказания, к примеру, юридической помощи гражданам.

Широкие возможности предоставляют также и автономные некоммерческие организации, определение которых дано в ст. 10 Закона № 7-ФЗ. Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных услуг.

Что касается бизнес-союзов, то нужно иметь в виду, что сегодня они действуют либо на основании Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях» в редакции Закона от 19.07.2005 № 36-З, либо на основании норм гражданского кодекса об ассоциациях (союзах) (ст. 121 ГК). Вероятно, через саморегулируемые организации мы смогли бы решить многие вопросы деятельности бизнес-союзов. Но это касается в основном объединений по профессиональному признаку.

Для бизнес-союзов, не являющихся отраслевыми либо объединенными не по профессиональному признаку, такая форма вряд ли решит все их проблемы, которых сегодня множество (статус, взносы, имущественное положение, отношения с государственными органами, возможность защиты прав участников и др.). Поэтому хотелось бы напомнить, что бизнес-сообщество в свое время подготовило неплохой проект закона «Об объединениях предпринимателей», который получил высокую оценку общественности, но, к сожалению, не был радушно встречен чиновниками.

Закон о некоммерческих организациях в Республике Беларусь, несомненно, нужен. Однако есть опасения, как бы он не явился простой констатацией того, что существует сегодня, и что, к сожалению, не всегда отвечает требованиям времени и лучшему опыту.

ООО «РегистрМедиа» 1996-2022