+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Оказание услуг и перевод правового титула на имущество в контексте института крупной сделки

"Юридический мир" № 06/2010

••• Оказание услуг и перевод правового титула на имущество в контексте института крупной сделки

Ян Функ


Рассматривая перечень видов сделок, в рамках которых присутствует возможность отчуждения хозяйственным обществом своего имущества, необходимо отметить, что в белорусском праве при определенных условиях возможно признание наличия рассматриваемого действия и в рамках договоров, предусматривающих оказание услуг юридического характера, а также договора перевода правового титула на имущество.

Договор, предусматривающий оказание услуг юридического характера

В случае заключения хозяйственным обществом договора комиссии или скрытого агентирования, или скрытой консигнации, в рамках которого хозяйственное общество поручает комиссионеру (скрытому агенту, скрытому консигнатору) либо отчуждение имущества хозяйственного общества стоимостью 25% и более балансовой стоимости активов, либо приобретения имущества для хозяйственного общества на указанную стоимость, мы констатируем факт наличия именно возможности отчуждения имущества хозяйственного общества. Это обусловлено тем, что непосредственно в сам момент заключения договора комиссии отчуждение имущества не наблюдается, оно произойдет лишь в случае совершения комиссионером (скрытым агентом, скрытым консигнатором) сделки или сделок с третьим лицом. При этом возможность отчуждения имущества хозяйственного общества либо в виде конкретных вещей, либо в виде денежных средств присутствует, так как хозяйственное общество выдало поручение на совершение соответствующим посредником именно указанных действий.

И действительно, если комиссионер (скрытый агент, скрытый консигнатор) совершит сделки в рамках выданного ему поручения, то произойдет отчуждение имущества хозяйственного общества. Однако если он не исполнит соответствующего поручения, то не произойдет отчуждение вещей или денежных средств. Следовательно, в рамках приведенных договоров наблюдается именно возможность отчуждения имущества.

О том же действии мы можем вести речь и в рамках совершенного хозяйственным обществом договора доверительного управления имуществом, в силу которого хозяйственное общество поручает доверительному управляющему не только владеть и пользоваться имуществом, но и распоряжаться им. И в данной ситуации изначально, то есть на момент заключения договора доверительного управления имуществом, имущество хозяйственного общества соответствующей стоимостью не отчуждается, однако в процессе доверительного управления это возможно. Следовательно, рассматриваемый договор в качестве действия также предусматривает возможность отчуждения имущества хозяйственного общества.

Интересующее нас действие присутствует и при совершении хозяйственным обществом договора поручения (коммерческого представительства), открытого агентского договора и открытого договора консигнации. Последнее объясняется тем, что уже в момент заключения таких договоров при условии, что поручение поверенному (агенту, консигнатору) предусматривает приобретение или отчуждение имущества хозяйственного общества равной или выше стоимости, указанной в ст. 58 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» в редакции Закона от 10.01.2006 № 100-З, хозяйственное общество поручает определенному посреднику заключить от его имени договоры на отчуждение его имущества или приобретение для него имущества. Следовательно, в сам момент заключения рассматриваемых договоров ни отчуждение, ни приобретение имущества не наблюдаются. Однако присутствует возможность отчуждения либо вещей хозяйственного общества, либо его денежных средств, так как в случае совершения посредником сделки или сделок от имени хозяйственного общества с третьим лицом (лицами) отчуждение имущества хозяйственного общества действительно произойдет. Из этого следует, что вероятность отчуждения присутствует, но оно (отчуждение) «не стопроцентно», так как в случае неисполнения поручения отчуждение наблюдаться не будет.

Договор перевода правового титула на имущество

Завершая примерный перечень сделок, которые предусматривают возможность отчуждения имущества, в будущем следует указать и на фидуцию, то есть на договор, предполагающий перевод правового титула в качестве способа обеспечения исполнения обязательств. Указанный способ обеспечения исполнения обязательств напрямую не предусмотрен Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее — ГК). Однако этот способ описан в Банковском кодексе Республики Беларусь (далее — БК) и при этом не противоречит способам обеспечения исполнения обязательств, указанным в ГК. Ведь в п. 1 ст. 310 ГК содержится не закрытый перечень указанных способов, а указывается, что исполнение обязательств может обеспечиваться и другими способами, причем предусмотренными не только законодательством, но и договором. При этом нельзя не отметить, что перевод правового титула на имущество, так как он определен в ст. 149 БК, предусматривает, безусловно, не возможность отчуждения имущества, а непосредственно само отчуждение имущества как таковое.

Однако мы все-таки склонны рассматривать анализируемый договор скорее как основание для признания наличия возможности отчуждения имущества, а не непосредственно само отчуждение имущества, так как перевод правового титула на имущество предусматривает временный переход права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на имущество.

В силу ст. 149 БК для обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору на кредитодателя на основе отдельного договора может быть приведен правовой титул на имущество, принадлежащее кредитополучателю либо третьему лицу на праве собственности (праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления), в том числе на имущественные права, если право на перевод правового титула на такое имущество не ограничено собственником или законодательством Республики Беларусь. При этом в договоре о переводе правового титула на имущество, в том числе на имущественные права, должно быть оговорено право кредитополучателя выкупить путем возврата (погашения) кредита переданное кредитодателю имущество (право выкупа) в течение определенного в кредитном договоре срока возврата (погашения) кредита. Кредитополучатель при этом не в праве отчуждать имущество до истечения срока реализации права выкупа.

Исходя из указанного видно, что отчуждение имущества в рамках договора о переводе правового титула носит временный характер, а постоянным оно станет лишь в случае невыполнения кредитополучателем взятых на себя обязательств. Таким образом, рассматриваемый институт скорее все-таки указывает именно на возможность отчуждения имущества, а не на само отчуждение.

Из изложенного можно сделать вывод, что если хозяйственное общество является кредитодателем и при этом стоимость приобретаемого им имущества (хотя и временно) равна или превышает 25% балансовой стоимости активов указанного хозяйственного общества, то уже сам факт приобретения (хотя и временного) соответствующего имущества будет образовывать конструкцию крупной сделки. Данный вывод верен вне зависимости от того, как рассматривать правовую природу договора перевода правового титула: как отчуждение имущества или как возможность отчуждения имущества.

Если же хозяйственное общество в рамках описываемых отношений является кредитополучателем или третьим лицом, которое переводит правовой титул, то опять же вне зависимости от оценки совершаемых в рамках договора действий при соответствующей стоимости имущества сделка будет соответствовать признакам крупной сделки и должна быть совершена согласно правилам заключения таких сделок. При этом еще раз подчеркнем, что, по нашему мнению, в рамках указанной сделки все-таки в действительности наблюдается возможность отчуждения имущества со стороны кредитополучателя или третьего лица, переводящего правовой титул, а не отчуждение как таковое, в силу возможности указанных последними лиц вернуть свои права на соответствующее имущество.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023