"Юридический мир" № 05/2010 |
Лосев С.
Институты авторского права и смежных прав как часть современной правовой системы Беларуси были сформированы во второй половине 1990-х гг. Более чем 10-летняя практика применения законодательства в данной сфере выявила его недостатки, а развитие технологий использования произведений и объектов смежных прав потребовало принятия новых правовых норм. Необходимость совершенствования законодательства в данной сфере была отмечена в Государственной программе по охране интеллектуальной собственности на 2008–2010 гг., утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.11.2007 № 1555, в которой в качестве решения существующих проблем правового регулирования названа разработка новой редакции Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» в редакции Закона от 11.08.1998 № 194-З. Разработанный законопроект представлен именно как проект нового Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах». В марте текущего года он внесен на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания. Основным разработчиком законопроекта выступил Национальный центр интеллектуальной собственности, который более года назад представил свое видение необходимых изменений в Законе в форме концепции новой редакции Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», обнародованной на интернет-сайте НЦИС. По заявлению разработчиков концепции, новая редакция Закона должна обеспечить формирование законодательства, соответствующего современным стандартам, учитывающего особенности охраны и использования объектов авторского права и смежных прав в цифровой среде, а также предусматривающего эффективные механизмы защиты этих прав. Предложенные в концепции направления совершенствования законодательства об авторском праве и смежных правах были сведены к следующему: - совершенствование охраны личных неимущественных прав авторов и исполнителей; - введение дополнительной правовой охраны баз данных, в том числе введение охраны баз данных, не являющихся результатом творческой деятельности по подбору или расположению включенных в нее материалов; - совершенствование норм, посвященных служебным произведениям, а именно — применение дифференцированных подходов при определении норм, регулирующих распределение прав на служебные произведения; - расширение перечня допускаемых случаев свободного использования произведений, в том числе с учетом особенностей использования произведений и объектов смежных прав в цифровой среде. Кроме того, разработчики концепции обратили внимание на увеличение срока действия авторского права до 70 лет после смерти автора в связи с необходимостью гармонизации положений национального законодательства с законодательством европейских стран, России и Украины. Также было отмечено о необходимости совершенствования правового регулирования договорных отношений по поводу создания и использования произведений и объектов смежных прав, в том числе более четкое регулирование отношений сторон по договору уступки прав, а также дополнение Закона нормами об авторском договоре заказа, лицензионном договоре о предоставлении права использования произведения и договоре об использовании произведений в составе сложного объекта. Разработчики концепции указали также и на некоторые другие недочеты действующего законодательства. Насколько эти идеи реализованы в законопроекте и какие изменения предполагаются в охране объектов авторского права и смежных прав? Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023