+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Странное поощрение добросовестных работников

"Юридический мир" № 05/2010

Странное поощрение добросовестных работников

Бирюков В.


Указ Президента Республики Беларусь от 31.03.2010 № 164 «О внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180», был преподнесен нам как акт, разработанный с целью усиления защиты трудовых прав добросовестных работников. И если относительно первого из изменений, внесенных в Указ Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29», справедливость этого утверждения сомнений не вызывает, то вторая часть Указа № 164 оставила какое-то смешанное чувство.

Когда более 10 лет назад был принят Декрет Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», не все представляли себе последствия появления этого законодательного акта. Но очень скоро наниматели оценили преимущества контрактной формы найма работников и стали осуществлять перевод своих работников на контракты в массовом порядке. При этом в некоторых организациях Декрет № 29 превратился в совершенно законный механизм борьбы с неугодными работниками.

В настоящее время в большинстве коммерческих организаций с контрактной системой найма охвачено чуть ли не 100% работников, причем с большинством из них контракты заключаются на минимальный срок (1 год), что позволяет многим нанимателям манипулировать персоналом. При этом они почему-то не боятся нарушать ч. 2 ст. 17 Трудового кодекса Республики Беларусь, согласно которой срочный трудовой договор (а контракт является разновидностью именно такого договора) заключается только в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных ТК.

Первым косвенным доказательством того, что контрактная система найма работников является своеобразным наказанием для последних, послужило принятие Указа № 180. В частности, согласно п. 11 данного законодательного акта продление контракта в пределах максимального срока его действия (не более 5 лет) осуществляется по соглашению сторон на срок не менее 1 года (это означает, что были попытки продления контрактов и на несколько месяцев). На меньший срок контракт может быть продлен исключительно с письменного согласия работника. По истечении максимального срока действия контракта заключается новый контракт на срок не менее одного года. Кроме того, в соответствии с п. 2 Указа № 180 при заключении контракта с работником, трудовой договор с которым был заключен на неопределенный срок, продлении либо заключении нового контракта срок его действия определяется:

— с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, — не менее чем до окончания указанных отпусков;

— с работником предпенсионного возраста (женщины — 53 года, мужчины — 58 лет), добросовестно работающим и не допускающим нарушений трудовой и исполнительской дисциплины, — не менее чем до достижения общеустановленного пенсионного возраста (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет) и получения им права на пенсию по возрасту.

Вводя эти нормы по защите различных категорий работников, разработчики Указа № 180 фактически признали, что необходимость в подобной защите от использования некоторыми нанимателями норм Декрета № 29 имеется.

Полный текст статьи доступен только для подписчиков журнала
оформить подписку на журнал

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023