+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Проблемы приватизации блокированных жилых домов

"Юридический мир" № 11/2009

Проблемы приватизации блокированных жилых домов

 

Дроздов Л. 

 

В соответствии с планом приватизации объектов, находящихся в республиканской собственности в 2008–2010 гг., передаче в частные руки подлежат 150 предприятий. На балансе многих из них находится значительное количество жилья, в том числе и блокированных жилых домов. При этом, как показывает практика, обнаруживается множество противоречий между Законом Республики Беларусь от 16.04.1992 № 1593-ХII «О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь» и Законом Республики Беларусь от 19.01.1993 № 2103-XІІ «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

В ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь блокированный жилой дом определяется как жилой дом, состоящий из двух и более квартир, вход в каждую из которых организован непосредственно с придомовой территории. Соответственно, придомовая территория — это участок земли, отведенный для строительства и обслуживания жилого дома или группы жилых домов.

Противоречия, о которых говорилось выше, в первую очередь относятся к целям, задекларированным в ст. 2 Закона о приватизации жилья, и их реальному воплощению. Так, согласно ст. 7 указанного нормативного акта для приобретения в собственность занимаемого жилого помещения наниматель этого жилого помещения, совершеннолетние члены его семьи, а также иные граждане, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется равное с нанимателем право пользования этим жилым помещением, подают заявление в местный исполнительный и распорядительный орган либо в орган управления юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находится жилое помещение. В ст. 8 Закона о приватизации жилья определены органы, уполномоченные принимать решения о приватизации: приватизация жилых помещений осуществляется по решению местных исполнительных и распорядительных органов, а также органов управления юридических лиц, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения.

Таким образом, как следует из анализа приведенных норм, органы управления акционерных обществ, как созданных в процессе разгосударствления ранее, так и тех, которые еще будут созданы, не правомочны принимать решения о приватизации жилищного фонда. Жилищный фонд, как правило, остается в республиканской собственности. Данный вывод полностью согласуется со ст. 276 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которой правом хозяйственного ведения может быть наделено только унитарное предприятие или государственное объединение, а согласно ст. 277 ГК правом оперативного управления наделяется казенное предприятие, учреждение или государственное объединение.

Полностью материал читайте в печатной (или электронной) версии журнала

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023