+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

••• Не хотите создавать нам равные условия — мы сами их организуем!

"Юридический мир" № 10/2009

••• Не хотите создавать нам равные условия — мы сами их организуем!

 

Александр ГАНАГО

Поскольку пределы применения административного ресурса с целью разгрузки складов отечественных предприятий небесконечны, руководством страны было принято решение использовать более рыночные методы. Один из таких методов реализовался в Указе Президента Республики Беларусь от 24.09.2009 № 466 «О некоторых мерах по реализации товаров, произведенных в Республике Беларусь»* (далее — Указ № 466), который, на наш взгляд, не имеет аналогов не только в отечественном законодательстве, но и в других странах. Его вполне можно считать белорусским антикризисным ноу­хау, которое должно впечатлить даже видавших виды экономистов.

Немного истории и статистики

Несмотря на многочисленные заявления на самом высоком уровне (вспомним хотя бы слова Премьер-министра Российской Федерации Владимира Путина о том, что Россия в период мирового финансового кризиса обязательно «подставит плечо» Беларуси), в реальной жизни можно наблюдать совсем иное. «Наезды» Главного государственного санитарного врача Российской Федерации г-на Онищенко одно время вообще поставили под сомнение возможность белорусского продовольственного экспорта на территорию нашего восточного соседа. Помимо всем известных историй с сахаром и молочной продукцией (о «молочных войнах» несколько месяцев назад не говорил и не писал только ленивый) под угрозой запрета оказались поставки и мяса, и рыбопродуктов (а селедочка «Матиас» очень полюбилась россиянам, пусть и благодаря своей низкой по российским меркам цене), и многого другого.

Но это было еще не все. Сокрушительный удар Правительством Российской Федерации был нанесен там, где его меньше всего ждали, — по поставкам в эту страну наших грузовиков, тракторов и другой сельскохозяйственной техники. Причем на этот раз обошлись без услуг вышеупомянутого «санитарного-политического» деятеля: достаточно было запретить льготное кредитование российскими банками покупок белорусских товаров. А производителям сельскохозяйственной продукции (что у нас, что в большинстве других стран) без льготных кредитов никак не обойтись — такова специфика производства, когда урожай собирается (а значит, и продается) один раз в году, а чтобы вырастить его, все остальное время нужно вкладывать значительные средства в технику, удобрения и т.д.

Печальные результаты подобного решения, усугубленные экономическим кризисом, не заставили себя ждать. За первую половину 2009 го­да экспорт белорусских грузовых автомобилей снизился почти в пять (!) раз. Не лучше обстояли дела и с экспортом отечественных тракторов и другой сельскохозяйственной техники. При этом выпуск данной промышленной продукции с учетом указаний Президента Республики Беларусь продолжался (хотя и был сокращен почти наполовину), что никак не способствовало уменьшению складских запасов.

В чем же новизна предложенных Главой государства мер? Они просты до гениальности: если вы в нарушение всех договоренностей о будущем едином государстве не хотите создавать нам равные условия хозяйствования, то мы их организуем сами! Причем на вашей же территории…

Хитростью возьмем…

Как говорится в преамбуле Указа № 466, он принят в целях развития торгово-экономиче­ского сотрудничества с государствами, с которыми у Республики Беларусь отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, а также создания условий для реализации в этих странах товаров, произведенных в Беларуси. Для совсем несведущих в экономике людей напомним, что единственной страной, с которой у нас отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, является Россия. Поэтому использованная формулировка не более чем дань законотворческому «протоколу», не позволяющему прямо написать: «Указ № 466 принят для того, чтобы заставить российских субъектов хозяйствования покупать белорусские товары».

Для достижения этой жизненно важной для нашей страны цели Указом № 466 предлагается компенсировать банкам — нерезидентам Беларуси часть процентов по кредитам, выдаваемым ими на срок, не превышающий 5 лет, и используемым кредитополучателями-нерезидентами в 2009–2010 гг. для приобретения в государствах, с которыми у Республики Беларусь отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление (то есть в Российской Федерации), товаров, произведенных в Беларуси (далее — компенсация процентов). При этом компенсация процентов по указанным кредитам будет производиться самой Республикой Беларусь за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на эти цели, но без отнесения ее на внешний государственный долг нашей страны.

Указом № 466 установлен и механизм компенсации процентов, в соответствии с которым она будет осуществляться на основании договоров, заключаемых Правительством Республики Беларусь в лице уполномоченного республиканского органа государственного управления с каждым из банков — нерезидентов Беларуси(далее — договоры, заключаемые Правительством Республики Беларусь). Именно в этих договорах и должны быть определены точные условия кредитования, проценты, взимаемые банком — нерезидентом Республики Беларусь за пользование банковскими кредитами, и порядок компенсации процентов. Единственное ограничение, четко прописанное в комментируемом законодательном акте, — предельный размер компенсируемых процентов не может превышать ставки рефинансирования (при ее отсутствии — ставки, ее заменяющей), установленной в государстве, на территории которого приобретаются товары, произведенные в Республике Беларусь, действующей на дату, определенную в заключаемых договорах.

Немаловажно, что суммы компенсации процентов банкам-нерезидентам, предусматриваемые в договорах, заключаемых Правительством Республики Беларусь, и неустойки в случае задержки ее перечисления не облагаются налогом на доходы.

Дополнение, в котором говорится, что при отсутствии ставки рефинансирования должна использоваться ставка, ее заменяющая, является обычным пустословием: как мы уже говорили выше, единственным государством, с которым у Республики Беларусь отсутствуют таможенный контроль и таможенное оформление, является Российская Федерация, в которой ставка рефинансирования как действенный банков­ский регулятор применяется уже долгие годы.

Технически реализация положений Указа № 466 видится его разработчикам так: компенсация процентов должна осуществляться путем перечисления Министерством финансов банкам — нерезидентам Республики Беларусь денежных средств через специальные счета этих банков (банков-агентов) (далее — специальные счета) с выплатой им вознаграждения в размерах, предусматриваемых в договорах, заключаемых Правительством Беларуси, но не более 0,02% суммы, подлежащей компенсации Республикой Беларусь. Статус подобных специальных счетов пока не оговорен. Надо полагать, соответствующее постановление Национального банка Республики Беларусь не заставит себя ждать.

Получается достаточно интересная схема. Российский банк заключает договор не с кем-нибудь, а с самим Правительством Республики Беларусь, что, естественно, повышает статус этого документа и дает дополнительные гарантии его исполнения. Затем он кредитует субъектов хозяйствования Российской Федерации с целью закупки белорусских товаров (к примеру, это фермеры, которые хотят приобрести белорусские трактора), допустим, под 25% годовых (подобная ставка достаточно часто встречается в России). Если белорусское Правительство затем компенсирует этому банку, например, 10% по данному кредиту, то для его получателя ставка превратится во вполне разумные 15% годовых, близкие к докризисным значениям.

Часть вопросов, решение которых необходимо для начала реализации программы льготного кредитования под закупку белорусской техники, оставлена «на потом». В частности, перечень организаций и товаров, производимых в Беларуси, на приобретение которых в России будут выдаваться указанные банковские кредиты, перечень банков — резидентов Республики Беларусь (банков-агентов), через специальные счета которых Министерство финансов должно осуществлять перечисление банкам — нерезидентам Беларуси денежных средств для компенсации процентов, а также положение о порядке взаимодействия республиканских органов государственного управления и банков при реализации Указа № 466 будут утверждены Советом Министров Республики Беларусь.

И хотя срок такого утверждения комментируемым законодательным актом не установлен, «внутренний голос» нам подсказывает, что все перечисленное будет оформлено в виде нормативного акта в самое ближайшее время. Ведь еженедельный мониторинг ситуации, складывающейся в стране со складскими запасами, и доклады первому лицу государства никто не отменял…

В завершение отметим, что кроме сказанного выше Совету Министров Республики Беларусь дано еще два поручения:

- при подготовке нормативного правового акта об уточнении отдельных показателей республиканского бюджета на 2009 год и формировании республиканского бюджета на 2010–2015 гг. предусматривать средства для компенсации процентов в соответствии с Указом № 466 и выплаты вознаграждения банкам — резидентам Республики Беларусь (банкам-агентам);

- принять иные меры по реализации Указа № 466.

Будем надеяться на то, что российские банки достаточно независимы в своей деятельности и на «окрики» Центрального банка Российской Федерации (если таковые последуют после то­го, как Правительство России придет в себя от нашей инициативы) они реагировать не будут. 

Указ № 466 вступил в силу 30 сентября 2009 г.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023