+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Возможна ли совместная работа близких родственников в государственных организациях?

"Юридический мир" № 04/2007

Возможна ли совместная работа близких родственников в государственных организациях?
Мурашко Л.

Вынесенный в заголовок статьи вопрос явился предметом рассмотрения Конституционного Суда в заседании, состоявшемся 22 марта 2007 г. По результатам рассмотрения принято решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 22.03.2007 № П-209/2007 «О правовом регулировании совместной работы (службы) близких родственников, супругов и свойственников в государственных некоммерческих организациях».

Действующим законодательством, в частности нормами Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК), положениями законов Республики Беларусь от 20.06.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон о борьбе с коррупцией) и от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон о госслужбе), установлены ограничения на совместную работу близких родственников в зависимости от сферы применения труда, характера выполняемой работы и некоторых других обстоятельств.
Так, ст. 27 ТК запрещена совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. При этом к лицам, состоящим между собой в близком родстве или свойстве, названной статьей Кодекса отнесены родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов.
А в силу п. 1.6 ст. 33 Закона о госслужбе гражданин не может быть принят на государственную службу в случае близкого родства или свойства с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Что касается сфер деятельности и организаций, в которых запрещена совместная работа указанных лиц, то здесь необходимо учитывать следующие нормы.
В ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией выделяются, в частности, такие категории лиц, как:
— государственные должностные лица (к ним отнесены не только государственные служащие, но и лица, которые хотя и являются должностными лицами в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, но не считаются государственными служащими);
— лица, приравненные к государственным должностным лицам (одни из них являются государственными служащими, другие таковыми не являются, но в силу выполняемых функций (например, организационно-распорядительных, административно-хозяйственных) приравнены к государственным должностным лицам).
Таким образом, всех работающих можно разделить на две группы по признаку принадлежности к категории государственных служащих: лица, находящиеся на государственной службе, и лица, которые государственную службу не проходят. С учетом этого обстоятельства и нужно определять сферу действия ограничений, установленных законодательными актами.
Так, ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией предусмотрены ограничения в отношении государственных должностных лиц и приравненных к ним лиц (то есть это могут быть как государственные служащие, так и не являющиеся таковыми лица, отличающиеся в силу занимаемой должности особым статусом). В частности, запреты касаются осуществления указанными лицами предпринимательской деятельности, открытия ими счетов в иностранных банках и т.д.
Статьей 18 того же Закона установлен запрет на прохождение совместной государственной службы близкими родственниками, супругами, свойственниками, если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Как видим, речь в данном случае идет только о лицах, являющихся государственными служащими. Следовательно, эти ограничения касаются исключительно лиц, состоящих на государственной службе. В то же время ст. 18 Закона о борьбе с коррупцией говорит о непосредственной подчиненности или подконтрольности одного лица другому вообще, без указания конкретных должностей. То есть с этой точки зрения данные ограничения значительно шире ограничений, установленных ст. 27 ТК, запрещающей совместную работу близких родственников на должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителей) и кассира.
Следует также учитывать, что ограничения, введенные ст. 27 ТК, распространяются на все государственные организации.
Проанализировав приведенные выше нормы законодательства, Конституционный Суд пришел к выводу, что ограничения, установленные ст. 18 Закона о борьбе с коррупцией, распространяются лишь на те организации системы образования, здравоохранения, культуры и т.п., в которых лицо, занимающее соответствующую должность, считается государственным служащим, и при этом на него распространяется Закон о государственной службе. К таким организациям, в частности, можно отнести Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство культуры и др., управления и отделы местных исполнительных и распорядительных органов. В отношении остальных организаций (учреждений) действуют ограничения, которые установлены ст. 27 ТК.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023