"Юридический мир" № 06/2009 |
Николай СИНИЦЫН
Проблемы развития страхового рынка Если предположить, что мировой опыт для нашей страны является основным ориентиром, то Беларусь рано или поздно придет к тому, что именно долгосрочные накопительные виды страхования, к которым относятся добровольное страхование жизни и дополнительной пенсии, будут занимать значительную долю национального страхового рынка. Однако в настоящее время дела обстоят далеко не так. Это обусловлено множеством взаимосвязанных проблем, вызванных объективными причинами и субъективными обстоятельствами, которые сдерживают развитие данного сегмента. К ним относятся: - невысокий уровень доходов значительной части населения; - отсутствие у страховых компаний многолетнего позитивного опыта и устоявшихся традиций по данным видам страхования; - недоверие населения к финансовым институтам вообще и, в частности, к компаниям по страхованию жизни; - малая степень развития страхового рынка; - жесткая финансовая и налоговая политика государственных органов по вопросам страхования; - постоянное изменение положений законодательства о страховании и др. Невысокий уровень доходов населения негативно сказывается на развитии долгосрочных накопительных видов страхования, так как в основном клиентами компаний по страхованию жизни выступают люди со средним доходом и выше. Кроме того, большинство этих компаний осуществляет свою деятельность сравнительно недавно, и, соответственно, у них нет определенного опыта и устоявшихся традиций по страхованию жизни, которые передаются из поколения в поколение, как, например, в западных странах. Следует также учесть, что инвестиции в страхование жизни подразумевают многолетние обязательства страховой компании перед клиентом. Однако, учитывая негативный прошлый опыт физических лиц — владельцев полисов Госстраха СССР, у населения все еще существует недоверие к долгосрочным финансовым проектам. Негативное влияние на развитие упомянутого сегмента страхового рынка оказывает жесткая финансовая и налоговая политика государственных органов. Свою страховую политику, направленную на урегулирование страховой деятельности, государство осуществляет посредством страхового надзора Министерства финансов Республики Беларусь (далее — Минфин) и законодательства о страховании. При этом следует иметь в виду, что регулирование — это не система управления страховыми организациями, а совокупность способов и приемов упорядочения их деятельности, определения направлений их развития в соответствии с требованиями законодательства с помощью таких рычагов, как регистрация, лицензирование, налогообложение, унифицированная система учета и отчетности, публикация балансов и т.д. Все это является составной частью политики государства, направленной, в первую очередь, на защиту интересов потребителей страховых услуг — страхователей, а также страховщиков (страховых организаций) и самого государства. На практике зачастую имеет место односторонняя защита государства и, соответственно, государственных страховых компаний при отсутствии налоговых льгот для страхователей. Суть данной проблемы в том, что в Беларуси расходы на страхование жизни как физическим, так и юридическим лицам не освобождены от налогообложения. Таким образом, любому налогоплательщику становится крайне невыгодным вкладывать денежные средства в страхование жизни после уплаты всех налогов.
Гарантии и льготы страхователям Несмотря на наличие перечисленных выше проблем и оказываемое ими негативное влияние на развитие страхового рынка, добровольное страхование жизни и дополнительной пенсии относится в настоящее время к наиболее динамично развивающимся видам страховых услуг. Привлекательность данных видов страхования для страхователей (как физических лиц, так и организаций) заключается, прежде всего, в предоставлении им государственных гарантий и льгот. В качестве государственных гарантий, предоставляемых страхователям, выступают: - гарантия страховых выплат; - гарантия предоставления страховой защиты в полном объеме с момента вступления договора страхования в силу, то есть с момента уплаты первого страхового взноса. В первом случае гарантом выступает Президент Республики Беларусь. Согласно ч. 6 п. 3 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности», государство гарантирует страховые выплаты по видам страхования, относящимся к страхованию жизни, если договоры страхования заключены с государственными страховыми организациями. К сожалению, приходится констатировать, что государственная гарантия страховых выплат не распространяется на страховые организации негосударственной формы собственности. Во втором случае гарантом выступил Конституционный Суд Республики Беларусь (далее — КС). Здесь следует обратить внимание на принципиальную позицию КС, противостоящую порочной практике большинства страховщиков, действия которых нарушали имущественные интересы страхователей вплоть до ноября 2005 г. Суть данной проблемы в том, что страховые организации включали в свои локальные акты, такие как правила добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, условие, согласно которому не признается страховым случаем смерть застрахованного лица в течение срока страхования, если она наступила до истечения 3 лет с момента вступления договора страхования в силу. КС посчитал, что данная практика применения законодательства не согласуется с нормами Конституции Республики Беларусь, гражданского и страхового законодательства.* Вместе с тем организациистрахователи, заключившие со страховыми организациями договоры страхования в пользу своих работников, имеют определенные льготы. Прежде всего такие организациистрахователи имеют право включать в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) страховые взносы, уплачиваемые в пользу своих работников. Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2005 № 219 «О страховых взносах, включаемых в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), и порядке создания государственными страховыми организациями фондов предупредительных (превентивных) мероприятий за счет отчислений от страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии и медицинских расходов» (далее — Указ № 219) установил условия отнесения страховых взносов на себестоимость товаров (работ, услуг). В соответствии с п. 1.1 Указа № 219 страховые взносы по договорам добровольного страхования жизни, договорам добровольного страхования дополнительной пенсии, заключенным организациямистрахователями с государственными страховыми организациями в пользу физических лиц, работающих в организацияхстрахователях по трудовым договорам, включаются этими организациямистрахователями в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг). Очевиден тот факт, что уплата страховых взносов по указанным договорам, заключенным с негосударственными страховыми организациями, должна производиться за счет прибыли. Кроме того, п. 1.2 Указа № 219 установлен размер страховых взносов, включаемых в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) организациистрахователя, который составляет: - по договорам добровольного страхования жизни — не более 4% фонда заработной платы; - по договорам добровольного страхования дополнительной пенсии — не более 8% фонда заработной платы. При этом максимальный размер ежемесячного страхового взноса на одного работника не должен превышать: - по договорам добровольного страхования жизни — 1 базовую величину; - по договорам добровольного страхования дополнительной пенсии — 2 базовые величины. Очевидно, что средства фондов предупредительных (превентивных) мероприятий, созданные государственными страховыми организациями за счет отчислений от страховых взносов по указанным видам добровольного страхования, должны перечисляться в республиканский бюджет. К сожалению, приходится констатировать, что рассматриваемая льгота не распространяется на организациистрахователи, заключившие договоры страхования со страховыми организациями негосударственной формы собственности. Кроме того, организациистрахователи, заключившие со страховыми организациями договоры страхования в пользу своих работников, имеют право не начислять взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — ФСЗН) на суммы страховых взносов, уплачиваемых в пользу своих работников. Возможность применения данной льготы вытекает из постановления Совета Министров Республики Беларусь от 06.01.2006 № 6 «О внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115».
Содержание страховых услуг Перечень страховых услуг, оказываемых страховщиками (страховыми организациями) своим клиентам, можно условно разделить на 2 группы: - страховые услуги для физических лиц; - страховые услуги для юридических лиц. В первую группу включены 3 вида услуг: - добровольное страхование дополнительной пенсии; - добровольное накопительное страхование жизни; - срочное страхование жизни. Рассмотрим ряд основных аспектов указанных страховых услуг, призванных создать эффективную систему страховой защиты населения Беларуси. Добровольное страхование дополнительной пенсии во всем мире является одной из самых популярных страховых услуг. С ее помощью обеспечивается стабильная достойная жизнь человека на заслуженном отдыхе. Дополнительная пенсия, накопленная по такому страхованию, не включается в основную (государственную) пенсию, не зависит от стажа работы и уровня зарплаты, выплачивается в размерах и на условиях заключенного договора страхования. Срок действия этой программы определяется как разница между установленным законодательством пенсионным возрастом и возрастом застрахованного лица на момент заключения договора страхования. В качестве примера рассмотрим один из вариантов добровольного страхования дополнительной пенсии, приведенный в таблице.
Добровольное накопительное страхование жизни также является привлекательной страховой услугой.Человеку не дано точно знать, что произойдет с ним завтра, через месяц, через 10 лет. Однако существует универсальный инструмент, позволяющий планировать наступление приятных событий и максимально смягчать последствия негативных — это накопительное страхование жизни. Данная страховая услуга позволит предусмотрительным и ответственным людям накопить значительные денежные средства к определенному сроку и в то же время получить страховую защиту в случае потери трудоспособности или смерти. Участники этой программы имеют возможность получения финансовой поддержки в случаях наступления инвалидности (I, II, III группы) и смерти, в том числе по естественной причине, от несчастного случая и в результате дорожнотранспортного происшествия. Кроме того, данный вид страхования создает реальные условия для накопления средств на обучение детей, приобретение дорогостоящих предметов домашнего обихода, покупки квартиры, дачи, автомобиля и т.д. Срок действия такого страхования — от 3 до 10 лет. Рассмотрим один из вариантов добровольного накопительного страхования жизни, приведенный в таблице.
Срочное страхование жизни. По мере финансовой стабилизации и укрепления национальной валюты все большую популярность среди населения приобретает привлечение банковских кредитов для решения жизненных проблем, таких как строительство жилья и т.д. Данная страховая услуга позволяет банку упростить процедуру выдачи кредита, поскольку гарантом его возврата становится страховая компания. При этом клиент страховой компании, берущий кредит в банке, фактически освобождается от возложения ответственности за взятые обязательства на своих родственников и поручителей в случае потери трудоспособности или смерти. Суть указанной страховой услуги — это страхование жизни и трудоспособности заемщика (кредитополучателя). В случае смерти или инвалидности застрахованного лица страховая компания возместит банку непогашенную часть кредита, а оставшуюся сумму выплатит заемщику (кредитополучателю) или его наследникам. Срок действия этой программы — от 3 до 20 лет, в зависимости от срока действия кредитного договора. В качестве примера рассмотрим один из вариантов срочного страхования жизни, приведенный в таблице.
В группу страховых услуг для юридических лиц включены страховые услуги для корпоративных клиентов, представляющие определенный интерес для работодателей с точки зрения социальной защиты работников. Корпоративное страхования жизни и дополнительной пенсии — это универсальный инструмент, который можно применить для повышения эффективности использования финансовых ресурсов предприятия, снижения текучести кадров, привлечения на работу высококвалифицированных и надежных специалистов, а также использовать как дополнительный стимул мотивации сотрудников. Благодаря таким льготам поощрение работников предприятия путем заключения в их пользу договоров по указанным видам страхования имеет более существенные преимущества по сравнению с традиционными выплатами материального характера. В качестве примера рассмотрим один из вариантов корпоративного страхования дополнительной пенсии, приведенный в таблице.
Как видно из приведенного примера, прямая экономия предприятия от сотрудничества с государственной страховой компанией составляет 35 400 рублей (59%). Одновременно решается ряд важнейших вопросов кадровой политики предприятия, таких как формирование благоприятного моральнопсихологического климата в трудовом коллективе, удержание своих лучших работников посредством экономического стимула (при досрочном увольнении деньги работнику не переводятся), создание постоянной команды профессионалов и др. * Василевич Г. А. О добровольном страховании жизни и дополнительной пенсии / Право Беларуси // Г. А. Василевич. — 2005 — № 11. — С. 103. — Примеч. авт.
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023