+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Исполнительное производство «узаконили»

"Юридический мир" № 12/2016

Исполнительное производство «узаконили»

Дубовик Э., Будник Н.

  

Отечественная юридическая общественность долгое время ждала, что регламентация исполнительного производства найдет свое отражение в специальном законе. И дождалась, причем сразу двух законов ― Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 439-З) и Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 440-З «О судебных исполнителях» (далее — Закон № 440-З).

Закон № 440-З хоть и не большой по объему, но достаточно детально определяет правовой статус и компетенцию судебного исполнителя, дополняя и конкретизируя соответствующие положения, содержащиеся в Гражданском процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее — ГПК) и Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее — ХПК). На нем мы останавливаться не будем.

Полагаем, что для субъектов хозяйствования больший интерес представляет  Закон № 439-З, поэтому рассмотрим его основные новации.

Как известно, существующая ранее практика совершения исполнительных действий судебными исполнителями общих и экономических судов в соответствии с нормами ГПК и ХПК имела значительные отличия. Закон № 439-З во многом устранил существующие противоречия, установил единую практику исполнения исполнительных документов в нашей стране. Поэтому принятие указанного нормативного правового акта облегчит работу не только судебным исполнителям, но и сторонам в исполнительном производстве, а также иным лицам или органам, участвующим в процессе исполнения исполнительных документов.

Закон № 439-З регулирует условия и порядок ведения исполнительного производства по исполнительному документу, по которому должник обязан совершить определенные действия (передать денежные средства и (или) иное имущество, исполнить другие требования, содержащиеся в исполнительном документе) или воздержаться от совершения определенных действий.

В ст. 5 Закона № 439-З закреплены следующие основные принципы исполнительного производства:

- законности;

- процессуальной экономии;

- равноправия и добросовестности сторон исполнительного производства;

- уважения чести и достоинства гражданина;

- соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения;

- беспристрастности.

Предусмотрено, что непосредственное осуществление функций по исполнению исполнительных документов возлагается на судебных исполнителей главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь и судебных исполнителей территориальных органов принудительного исполнения (далее — ОПИ). При этом установлено, что в случаях, предусмотренных актами законодательства, функции по непосредственному исполнению исполнительных документов могут возлагаться на иных работников соответствующих ОПИ, кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих их деятельность.

Статьей 8 Закона № 439-З введено такое понятие, как «банк данных исполнительных производств» — это совокупность данных, предназначенная для централизованного накопления сведений об исполнительных производствах, а также для учета, контроля и использования этих сведений в целях реализации задач исполнительного производства. Полагаем, это нововведение является прогрессивным, поскольку позволит структурировать информацию, касающуюся всех исполнительных производств, и обеспечит надлежащий учет и контроль таких данных.


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.

Оформить подписку на журнал

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023