"Юридический мир" № 12/2016 |
Дубовик Э., Будник Н.
Отечественная юридическая общественность долгое время ждала, что регламентация исполнительного производства найдет свое отражение в специальном законе. И дождалась, причем сразу двух законов ― Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон № 439-З) и Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 440-З «О судебных исполнителях» (далее — Закон № 440-З). Закон № 440-З хоть и не большой по объему, но достаточно детально определяет правовой статус и компетенцию судебного исполнителя, дополняя и конкретизируя соответствующие положения, содержащиеся в Гражданском процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее — ГПК) и Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее — ХПК). На нем мы останавливаться не будем. Полагаем, что для субъектов хозяйствования больший интерес представляет Закон № 439-З, поэтому рассмотрим его основные новации. Как известно, существующая ранее практика совершения исполнительных действий судебными исполнителями общих и экономических судов в соответствии с нормами ГПК и ХПК имела значительные отличия. Закон № 439-З во многом устранил существующие противоречия, установил единую практику исполнения исполнительных документов в нашей стране. Поэтому принятие указанного нормативного правового акта облегчит работу не только судебным исполнителям, но и сторонам в исполнительном производстве, а также иным лицам или органам, участвующим в процессе исполнения исполнительных документов. Закон № 439-З регулирует условия и порядок ведения исполнительного производства по исполнительному документу, по которому должник обязан совершить определенные действия (передать денежные средства и (или) иное имущество, исполнить другие требования, содержащиеся в исполнительном документе) или воздержаться от совершения определенных действий. В ст. 5 Закона № 439-З закреплены следующие основные принципы исполнительного производства: - законности; - процессуальной экономии; - равноправия и добросовестности сторон исполнительного производства; - уважения чести и достоинства гражданина; - соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения; - беспристрастности. Предусмотрено, что непосредственное осуществление функций по исполнению исполнительных документов возлагается на судебных исполнителей главного управления принудительного исполнения Министерства юстиции Республики Беларусь и судебных исполнителей территориальных органов принудительного исполнения (далее — ОПИ). При этом установлено, что в случаях, предусмотренных актами законодательства, функции по непосредственному исполнению исполнительных документов могут возлагаться на иных работников соответствующих ОПИ, кроме лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих их деятельность. Статьей 8 Закона № 439-З введено такое понятие, как «банк данных исполнительных производств» — это совокупность данных, предназначенная для централизованного накопления сведений об исполнительных производствах, а также для учета, контроля и использования этих сведений в целях реализации задач исполнительного производства. Полагаем, это нововведение является прогрессивным, поскольку позволит структурировать информацию, касающуюся всех исполнительных производств, и обеспечит надлежащий учет и контроль таких данных.
Материал опубликован частично. Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.
|
Пн-Пт с 8:30 до 17:30
ООО «РегистрМедиа»
УНП 192032301
р/с: BY69BPSB30123234550139330000
ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.
ООО «РегистрМедиа» 1996-2023