+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Хорошо, но не достаточно

"Юридический мир" № 04/2008

Хорошо, но не достаточно

 

Сергей Балыкин, юрист, независимый эксперт

 

За последние несколько месяцев вышла «серия» нормативных актов, направленных на либерализацию экономических отношений. Это и декреты об упрощении регистрации субъектов хозяйствования и предоставлении льгот бизнесам в малых городах и сельской местности, и указы о статусе добросовестного участника ВЭД и гарантиях для деятельности инвесторов СЭЗ, и, конечно, Указ от 04.03.2008 № 144, отменивший «золотую акцию». Развивает эту тенденцию принятый 25 февраля с.г. Указ Президента № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций».

Указ № 113 определяет условия, на которых предприятия убыточных госорганизаций могут быть проданы в процессе приватизации негосударственным юридическим лицам. Подчеркнем, что такие убыточные предприятия могут продаваться именно как имущественные комплексы, то есть в соответствии со ст. 132 и параграфом 8 главы 30 Гражданского кодекса. Продажа производится на конкурсной основе при условии, что организации-покупатели представят инвестиционный проект своего развития, в том числе в части использования приобретенного предприятия как имущественного комплекса.

К числу достоинств этого акта можно отнести предусмотренные им льготы в виде отсрочки и рассрочки погашения долгов приобретенного предприятия, возможность оплаты «покупки» в рассрочку до 6 лет без индексации платежей, возможность одновременной госрегистрации предприятия как имущественного комплекса, договора его купли-продажи, а также прав на этот имущественный комплекс, что значительно упрощает процесс регистрации, причем совершаться все регистрационные действия будут за счет бюджетных средств. И, разумеется, привлечь потенциальных инвесторов должно то обстоятельство, что предприятие можно приобрести буквально за символическую цену, хотя очевидно, что она будет выше одной базовой величины, поскольку в любом случае должна включать еще и плату за право заключения договора аренды земельного участка.

В то же время нужно отдавать себе отчет в том, что на продажу будут выставлены предприятия, являющиеся устойчиво неплатежеспособными в течение 3 лет, то есть, по сути, находящиеся на грани банкротства или даже перешагнувшие эту грань, хотя юридически они банкротами и не признаны. Много ли найдется смельчаков, готовых взвалить на себя подобный груз, да еще с учетом необходимости для покупателя выполнить ряд инвестиционных и социальных обязательств, возлагаемых на него Указом № 113? А ведь согласно Указу продавать убыточные предприятия можно только по конкурсу, то есть на каждый «лот» должно найтись как минимум двое претендентов.

К тому же, принимая решение об инвестициях, любой серьезный инвестор — отечественный или иностранный — изучает инвестиционный климат и условия ведения бизнеса в комплексе. К сожалению, даже с учетом всех вышеупомянутых нововведений белорусское законодательство с этой точки зрения благоприятным не назовешь. В стране сохраняется административное регулирование ценообразования, нормирование затрат, которое предприятие может включить в себестоимость, искусственное ограничение размера зарплаты и т.д. Проблемой является белорусская налоговая система, причем не столько из-за размеров ставок, сколько из-за противоречивости и запутанности. Например, многие налоги и платежи имеют фактически одинаковую базу, и теоретически их можно было бы объединить в один налог или платеж.

Недостаточно защищено в нашей стране и право частной собственности. Фискальные органы вправе без решения суда списывать денежные средства со счетов субъектов хозяйствования. Существует также практика наложения административных взысканий без решения суда. Без решения этих и других проблем говорить о серьезном улучшении делового климата не приходится.

И все же Указ № 113 предоставляет едва ли не единственную на сегодняшний день возможность приобрести в нашей стране предприятие, пусть и обремененное многолетними долгами, но с серьезной производственной базой, создать которую с нуля может быть гораздо дороже. И уже поэтому такая возможность способна вызвать интерес у предпринимателей.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023