+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Наднациональное право в национальных судах: насколько оно применимо?

"Юридический мир" № 05/2016

Наднациональное право в национальных судах: насколько оно применимо?

Любич О.

Конституция Республики Беларусь (далее — Конституция) не допускает возможности передачи каких-либо полномочий госорганов нашей страны международным организациям и их органам. Не содержит она и положений о наднациональном правовом регулировании, осуществляемом международными организациями, и его обязательности для Республики Беларусь, ее граждан и организаций. В связи с этим неизбежно возникает проблема юридической природы решений, принимаемых органами международных организаций в отношении государств-участников, а также юридической силы таких решений.

Евразийская экономическая комиссия согласно п. 1 ст. 18 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС) является постоянно действующим регулирующим органом Союза (далее — ЕАЭС), в сферу ведения которого не входит уголовное и административно-деликтное законодательство государств-участников ЕАЭС. Взаимодействие этих отраслей законодательства Республики Беларусь с одной стороны и актов ЕАЭС с другой представляет собой реальную и весьма актуальную проблему. Сложность и постоянно возрастающий объем актов ЕАЭС неизбежно приводят и, очевидно, будут приводить и в будущем к коллизиям между этими актами и законодательством нашего государства. Для разрешения таких коллизий необходимо определение места актов ЕАЭС в иерархии нормативных правовых актов, подлежащих применению на территории Республики Беларусь. Эта проблема носит не только теоретический характер, но имеет самое непосредственное отношение к правоприменительной практике.

Согласно п. 2 ст. 1 Договора о ЕАЭС ЕАЭС является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью. Пункт 1 ст. 6 Договора о ЕАЭС устанавливает, что право ЕАЭС составляют:

— Договор о создании ЕАЭС;

— международные договоры в рамках ЕАЭС;

— международные договоры ЕАЭС с третьей стороной, а также решения и распоряжения Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии, принятые в рамках их полномочий, предусмотренных Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках ЕАЭС.

Согласно ч. 2 п. 13 Приложения 1 к ст. 13 Договора о ЕАЭС решения Евразийской экономической комиссии входят в право ЕАЭС и подлежат непосредственному применению на территориях государств-членов.

Место международных договоров в правовой системе Республики Беларусь определяется статусом (уровнем) нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность международного договора. Иначе обстоит дело с актами органов ЕАЭС — решениями и распоряжениями Высшего Евразийского экономического совета, Евразийского межправительственного совета и Евразийской экономической комиссии.

Описывая посредством вышеупомянутого перечня состав права ЕАЭС, Договор о ЕАЭС не определяет (и определять не может) места актов его органов в правовой системе Республики Беларусь. В силу ст. 1 и 2 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (далее ― Закон № 361-З) акты ЕАЭС не входят в состав законодательства Республики Беларусь и не являются нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

Из ст. 116 Конституции усматривается подзаконный характер актов межгосударственных образований, в силу чего они не имеют приоритета перед национальными законодательными актами (законами, декретами, указами). Законом № 361-З и Законом Республики Беларусь от 23.07.2008 № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» (далее — Закон № 421-З) непосредственное применение норм права, содержащихся в актах международных организаций, не предусмотрено. Обязательность решений Евразийской экономической комиссии хоть и продекларирована в ч. 1 п. 13 Приложения 1 к ст. 13 Договора о ЕАЭС, но, тем не менее, не предусмотрена системообразующими законодательными актами Республики Беларусь. Признавая неопределенность статуса актов межгосударственных образований, некоторые авторы полагают, что его можно определить на уровне закона. Это предложение до настоящего времени не реализовано. На наш взгляд, указанная проблема находится на конституционном уровне и решаться она должна непосредственно в Конституции. 


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.

info@profmedia.by

Пн-Пт с 8:30 до 17:30

Реквизиты

ООО «РегистрМедиа»

УНП 192032301

р/с: BY69BPSB30123234550139330000

ОАО «СберБанк», БИК BPSBBY2X, 220114, г. Минск, Петра Мстиславца, 13.

Политика конфиденциальности

ООО «РегистрМедиа» 1996-2023