+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

Международная автомобильная перевозка грузов: последние новеллы

"Юридический мир" № 05/2016

Международная автомобильная перевозка грузов: последние новеллы

Каменков В.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 05.02.2016 № 102 «О внесении изменений и дополнений в Правила автомобильных перевозок грузов» (далее ―Постановление № 102) на первый взгляд неосведомленному читателю может показаться «рядовым». На самом же деле оно призвано устранить значительную проблему в отношениях между грузоотправителями, автомобильными перевозчиками и государственными контролирующими органами. Попытаемся разобраться подробно в этой проблеме, ее причинах и путях ее решения.

Основным международным договором, регулирующим любые возмездные договоры автомобильной перевозки груза, когда места погрузки и доставки, указанные в контракте, находятся на территории двух различных государств, является Конвенция ООН «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)»(заключена в г. Женеве 19.05.1956). В соответствии со ст. 4 КДПГ договор перевозки устанавливается CMR-накладной. Она может составляться в определенном количестве экземпляров, трииз которых являются обязательными и оригинальными, имеющими одинаковую юридическую силу. Они подписываются грузоотправителем и перевозчиком. Первый экземпляр CMR-накладной передается грузоотправителю, второй сопровождает груз, а третий хранится у перевозчика. Отсутствие, неправильность или потеря накладной не отражаются ни на существовании, ни на действительности договора перевозки.

Республика Беларусь присоединилась к КДПГ в 1992 году.

В соответствии со ст. 20 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь:

1) являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства,

2) подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта, и

3) имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

КДПГ не содержит явно выраженных требований о том, что для применения ее норм требуется принятие (издание) внутригосударственного нормативного правового акта.

В 2007 году был принят Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее ― Закон № 278-З). В нем было установлено, что:

1) он регулирует отношения, возникающие при организации и выполнении автомобильных перевозок, а также при выполнении (оказании) работ (услуг), связанных с такими перевозками за некоторым исключением (ст. 2). То есть на международные автомобильные перевозки грузов он также распространяется;

2) заключение договора автомобильной перевозки груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной или иного транспортного документа» (ст. 37).

К месту будет вспомнить, что ТТН как документ, удостоверяющий договор перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержден постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18.12.2008 № 192 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная» и Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная»». Что такое «иной транспортный документ», указанный в Законе № 278-З, можно только догадываться. Потому что даже приведенный в ст. 40 Закона № 278-З перечень транспортных документов (путевой лист, ТТН, CMR-накладная, заказ-поручение) не является исчерпывающим. В ней вновь называются еще и иные документы в соответствии с законодательством.

Таким образом, белорусский законодатель при принятии Закона № 278-З отступил от норм международного договора, не предусмотрел особенности оформления транспортных документов при выполнении международной автомобильной перевозки, а установил слишком общие неконкретные правила и тем самым усложнил задачу.


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.

ООО «РегистрМедиа» 1996-2022