+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

Обзор и анализ некоторых отмененных решений третейских судов

"Юридический мир" № 08/2015

Обзор и анализ некоторых отмененных решений третейских судов



Бородуля В.


В последнее время в нашей стране и за рубежом все большее внимание уделяется вопросам альтернативного разрешения гражданско-правовых споров. Новым и очень важным шагом в этом направлении явилось принятие специальных законов, которые регулируют третейское разбирательство и медиацию.

Если говорить только о третейском разбирательстве, то сегодня оно регулируется следующими нормативными правовыми актами:

— Законом Республики Беларусь от 18.07.2011 № 301-З «О третейских судах» (далее — Закон о третейских судах);

— постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.01.2012 № 52 «Об утверждении типового регламента постоянно действующего третейского суда»;

— постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 02.12.2011 № 272 «О некоторых вопросах, связанных с государственной регистрацией (постановкой на учет) постоянно действующих третейских судов».

Третейский суд — это новый институт разрешения споров, который только начинает пускать свои корни в экономической жизни страны, и пока мало известен участникам гражданско-правовых и экономических отношений. Третейские суды стали создаваться во всех областях Республики Беларусь и в г. Минске. Подведомственность дел в третейских судах охватывает споры, разрешаемые как в общих, так и в экономических судах. Третейские суды являются негосударственными независимыми органами защиты имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов физических и (или) юридических лиц в сфере гражданско-правовых отношений.

Конституционный Суд Республики Беларусь (далее — КС) отметил, что третейское рассмотрение споров сторон — это род негосударственной юрисдикционной деятельности, осуществляемой третейскими судами на основании Конституции Республики Беларусь, законов и иных актов законодательства Республики Беларусь, оно имеет в отношении деятельности судебной власти по осуществлению правосудия альтернативный характер и основано на соответствующем гражданско-правовом договоре. КС также указал, что одним из способов реализации конституционного права каждого защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств в сфере гражданско-правовых отношений является обращение в третейский суд.

Согласно п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством, а в предусмотренных законодательством случаях — в соответствии с договором.

Определение термина «третейское соглашение» и его формы означает, что третейское разбирательство основывается на соглашении участников спора и их свободе регулировать взаимные отношения по своему усмотрению. При включении в договор третейской оговорки субъекты гражданско-правовых отношений, реализуя право на свободу договора, добровольно отказываются от разрешения споров государственным судом, самостоятельно выбирают третейский суд и третейских судей и принимают на себя обязательства подчиняться правилам, регулирующим порядок исполнения третейских решений.

В соответствии со ст. 19 Закона третейский суд разрешает любые споры, возникающие между сторонами, заключившими третейское соглашение, за исключением споров, стороной которых является учредитель постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, либо юридическое лицо, обособленным подразделением (подразделением) которого является такой третейский суд, а также споров, непосредственно затрагивающих права и законные интересы третьих лиц, не являющихся сторонами третейского соглашения, и споров, которые не могут быть предметом третейского разбирательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранного государства, если применение законодательства иностранного государства предусмотрено третейским соглашением или иным договором между сторонами. В силу ст. 9 Закона третейским соглашением является соглашение сторон о передаче спора на разрешение третейского суда, указанного в соглашении сторон.

Третейское соглашение заключается в письменной форме в виде самостоятельного соглашения сторон о передаче на разрешение соответствующего третейского суда всех или отдельных споров, которые возникли или могут возникнуть из связывающего стороны правоотношения, или в виде третейской оговорки — отдельного положения, содержащегося в договоре. В силу ст. 10 Закона субъектами третейского соглашения могут быть физические лица, обладающие полной дееспособностью, и (или) юридические лица.

Наличие контроля со стороны государственных судов в форме возможного обжалования решений третейских судов в процессуальной их части является необходимым моментом гарантирующим законность принятых решений. Вместе с тем хотелось бы отметить, что некоторые случаи отмены решений третейских судов вызывают непонимание как участников третейского судебного разбирательства, так и у самих третейских судей.

В полной версии статьи, ознакомиться с которой можно в № 8 «Юридического мира», автор приводит некоторые примеры из практики третейского суда.


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.



ООО «РегистрМедиа» 1996-2022