+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

marketolog@profmedia.by

Определение содержания понятия «доход от незаконной предпринимательской деятельности» в административном процессе

"Юридический мир" № 07/2015

Определение содержания понятия «доход от незаконной предпринимательской деятельности» в административном процессе



Кулаковский С.


Исходя из системы правил подготовки проектов нормативных правовых актов, последние должны быть внутренне согласованными, логично построенными и соответствовать нормотворческой технике. При изложении текста нормативного правового акта сначала размещаются более общие, а затем более конкретные положения. Термины и понятия, используемые в тексте нормативного правового акта, должны быть понятными и однозначными.

Понятие «доход» в зависимости от цели его применения может иметь различную смысловую нагрузку не только в ряде отраслей права, но и применительно к одному кругу правоотношений, что не отвечает тем требованиям, которые предъявляются к тексту нормативного правового акта.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) до недавнего времени под доходом от незаконной предпринимательской деятельности в примечании к ст. 12.7 КоАП понимал всю сумму выручки в денежной или натуральной форме без учета затрат на ее получение. Доход, полученный в натуральной форме, подлежал определению в денежном выражении.

28 января 2015 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 № 241-З «О внесении дополнений и изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях». Данным Законом примечание к ст. 12.7 КоАП было изложено в новой редакции.

Теперь согласно п. 1 примечания под доходом от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой без государственной регистрации, а равно полученным в результате осуществления предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается, в настоящей статье и ст. 12.39 КоАП следует понимать всю сумму выручки (дохода — для ИП, применяющих общий порядок налогообложения) в денежной или натуральной форме без учета затрат на ее (его) получение. Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.

Пунктом 2 примечания определено, что под доходом от незаконной предпринимательской деятельности, осуществляемой с государственной регистрацией без специального разрешения (лицензии) либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), в настоящей статье и ст. 12.39 КоАП следует понимать сумму выручки (дохода — для ИП, применяющих общий порядок налогообложения) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученной (полученного) по этой деятельности, за вычетом косвенных налогов, а также понесенных при осуществлении указанной деятельности документально подтвержденных затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при применении общего порядка налогообложении (в том числе таких затрат, понесенных в период применения особого режима налогообложения). Доход, полученный в натуральной форме, подлежит определению в денежном выражении.

Из анализа новой редакции примечания следует, что законодатель установил разный порядок определения суммы дохода от незаконной предпринимательской деятельности в зависимости от того или иного состава административного правонарушения (его характера), касающегося незаконной предпринимательской деятельности.Так, например, при определении суммы дохода для его конфискации в качестве дополнительного административного взыскания при совершении субъектом хозяйствования административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 12.7 КоАП,должен применяться второй вариант порядка исчисления суммы дохода от незаконной предпринимательской деятельности, содержащийся в примечании к ст. 12.7 КоАП.

В соответствии с положениями ст. 1.5 КоАП противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния.

Временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.Акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, смягчающий или отменяющий ответственность или иным образом улучшающий положение физического или юридического лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого акта законодательства в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено. Со дня вступления в силу акта законодательства, устраняющего противоправность деяния, соответствующее деяние, совершенное до его вступления в силу, не считается административным правонарушением.

Изменением действующего законодательства по порядку исчисления дохода от незаконной предпринимательской деятельности воспользовался субъект хозяйствования, осуществлявший деятельность в сфере игорного бизнеса с нарушением условий ее осуществления.


Материал опубликован частично.

Для чтения полного текста статьи необходимо приобрести журнал.



ООО «РегистрМедиа» 1996-2022