В интервью
«Простых дел здесь не бывает» - Владимир Иванович, вы 16 лет возглавляли Белстат, работали со статистикой и цифрами, и вот уже три месяца отвечаете за экономику страны. Наша статистика отражает реальное положение дел в экономике? - Мое мнение никогда не менялось: статистика - это зеркало жизни, которое отражает реальное положение дел. Говорить отдельно об экономике и статистике нельзя - это единое целое. И сегодня, работая в должности министра экономики, еще раз в этом убеждаюсь. Статистические данные - это основа для принятия решений, будь то прогнозирование макроэкономических параметров развития страны, выстраивание инвестиционной или ценовой политики и т.д. - А на какой должности работать сложнее? - На мой взгляд, любая деятельность и отдача зависит только от самого себя, своих личных качеств и соответствия занимаемой должности. Работа министром или председателем сложная и ответственная, но вместе с тем интересная. Простых дел здесь не бывает. Несмотря на высокую занятость, я могу сказать, что работа доставляет мне удовольствие. В этом смысле мне повезло. - От каких предприятий и сфер сегодня больше всего зависит экономика Беларуси? - Почти треть ВВП Республики Беларусь формирует промышленность. И основной удельный вес в ней традиционно занимают машиностроение и металлургия, химическая, нефтехимическая и пищевая промышленность (около 80%). Сжатие основных экспортных рынков при ограниченных возможностях внутреннего спроса объективно привело к сокращению производства в таких отраслях, как металлургия и машиностроение. Невысокие темпы в этих отраслях сегодня компенсируют химическое производство и нефтепереработка. А после завершения модернизации в деревообработке мы ожидаем роста эффективности данной отрасли. Но нельзя сказать, что ВВП Беларуси сегодня - это только переработка нефти, производство калийных удобрений, продуктов питания или машин. Практически половина ВВП (45,3% в 2014 году) создана в сфере услуг. Причем в прошлом году она прирастала почти в два раза быстрее, чем производство. Самые значимые для ВВП страны услуги сегодня - это торговля, операции с недвижимостью, аренда, транспорт и связь. «Далеко не все предприниматели - торговцы на рынке» - Министерство экономики предложило белорусам обсудить Стратегию развития предпринимательства. Как она поможет белорусскому бизнесу? - Это программный документ на среднесрочную перспективу, который будет учитывать лучший мировой опыт и изменения как внутри страны, так и за ее пределами. Текущие и целевые показатели развития, проблемы предпринимателей и меры по их преодолению, методы постоянного мониторинга результатов - все это будет записано в Стратегии. В разработке проекта нам помогают Всемирный банк, отечественные эксперты, специалисты Международной финансовой корпорации, Организации экономического сотрудничества и развития, Европейского фонда образования. Мы рассчитываем, что конкретные предложения заинтересованных экспертов и предпринимателей помогут придать ей реальный практический характер. - Индивидуальные предприниматели - это тоже белорусский бизнес. Правительство дало им отсрочку до 1 января 2016 г. Что будет с ИП дальше? -У нас в стране около 250 тысяч индивидуальных предпринимателей. Это трудоспособные и предприимчивые люди, которые формируют около 4% ВВП страны и вносят в бюджет 2% всех налоговых поступлений. В 2014 году эта сумма достигла 3,8 триллиона рублей. Далеко не все из них торговцы на рынке. Торговлей занимается лишь половина из них, а треть занята в сфере в промышленности, строительстве, транспорте или связи. Вы сейчас говорите только об индивидуальных предпринимателях, которые занимаются розничной торговлей, платят единый налог и до недавнего времени ввозили товары без документов. На 1 марта этого года их насчитывалось 22,5 тысячи человек. Министерство экономики готово создавать максимально комфортную среду для индивидуальных предпринимателей. Продление права реализации остатков товаров, ввезенных без документов и при этом постепенное повышение налоговой нагрузки - это компромисс. Таким образом решается вопрос неравных конкурентных условий между ними и теми индивидуальными предпринимателями, которые работают по документам, с нашими производителями, с официальными импортерами. Полагаем, что эта мера стимулирует индивидуальных предпринимателей в течение года перейти на работу с подтверждающими документами. В будущем мы рассчитываем на то, что часть ИП перейдет из розничной торговли в иные, более перспективные виды деятельности. Например, займутся оказанием профессиональных, бытовых и социальных услуг. - На что сегодня жалуется белорусский бизнес Министерству экономики? - Как показывают исследования, три наиболее проблемных вопроса для белорусского бизнеса - это высокая стоимость кредитов, невозможность выкупа арендуемых помещений и отсутствие высококвалифицированных топ-менеджеров. Эти проблемы нам известны, и решать их нужно в тесном взаимодействии государственной власти и самих предпринимателей. К слову, приглашаю всех заинтересованных принять участие в публичных консультациях по проекту новой Директивы о стимулировании предпринимательской деятельности. Это можно сделать на сайте Минэкономики. «Если будет расти производительность труда, ничто не помешает расти зарплате» - В феврале правительство приняло программу деятельности. В ней говорится, что вы курируете уровень инфляции в стране. Как вы считаете, что поможет удержать рост цен в этом году в рамках 20%? - Основное влияние на инфляцию оказывает монетарный фактор. Сдерживание инфляции - это прежде всего вопрос степени жесткости денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Если правительство отменит постановление №1207 (мораторий на повышение цен. - Ред.) мы вернемся к схеме, в которой государство осуществляет регулирование цен и тарифов лишь на социально значимые товары и услуги. В этом году предлагается цены по регулируемым товарам повышать только при условии роста себестоимости продукции и услуг по объективным причинам и с учетом принимаемых организациями мер по снижению затрат. А также с учетом роста доходов населения. Что касается зоны свободного ценообразования, то рост цен планируется сдерживать, в первую очередь, за счет максимального насыщения потребительского рынка товарами. Сегодня регулярно проводятся распродажи, праздничные ярмарки, рекламные акции, что способствует стабилизации и снижению цен. Кроме того, в этом году будет продолжаться мониторинг за ценами. - На этот год не запланирован рост зарплат, люди будут тратить меньше денег. Как снижение внутреннего спроса повлияет на экономику? - В 2015 году запланирован рост реальной заработной платы на 1 - 1,4%. И это немало, потому что речь идет о реальной зарплате, то есть зарплате с поправкой на инфляцию. Причем рост заработной платы в нашей стране теперь увязан с ростом производительности труда, и если производительность труда будет расти большими темпами, ничто не помешает и заработной плате также расти быстрее. На данный момент производительность труда растет, и нет оснований ожидать замедления этого роста. Внутренний спрос не снижается. За два месяца розничный товарооборот вырос почти на 3%. По итогам года мы прогнозируем прирост инвестиционной составляющей, которая также формирует внутренний спрос. За два месяца прирост инвестиций в основной капитал составил 13,7%. «Выгоды от ЕАЭС можно почувствовать уже сегодня» - Говорят, что в ближайшее время будет сложно привлекать инвестиции в страны Восточной Европы в связи с тем, что инвесторы воспринимают Беларусь, Россию и Украину как единый регион, в котором неспокойно. Сильно ли влияет репутация Украины на инвестиционную деятельность и деловой климат в Беларуси? - Ситуация в Украине, естественно, влияет на белорусскую экономику. Как напрямую - снижаются объемы взаимной торговли и инвестиционное сотрудничество наших стран, так и косвенно - в том, что касается усиления инвестиционных рисков, ужесточения требований к условиям вложения средств, стоимости заемных ресурсов. Поэтому для Беларуси чрезвычайно важно скорейшее урегулирование политико-экономического кризиса в Украине. Параллельно правительство работает с потенциальными иностранными инвесторами, чтобы преодолеть негативные ожидания. Мы информируем о возможностях ведения бизнеса в Беларуси на инвестиционных форумах, конгрессах и конференциях, рассказываем о высокой квалификации и богатом интеллектуальном ресурсе белорусов, социальной и политической стабильности в стране, логистическом и научно-техническом потенциале Беларуси. Кроме того, мы улучшаем инвестиционную привлекательность страны. Речь идет о налоговых, таможенных льготах и иных преимуществах для создания компаний в свободных экономических зонах, Парке высоких технологий, Индустриальном парке «Великий камень». И, конечно же, о преимуществах экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза. - А когда обычные граждане почувствуют плюсы от Евразийского экономического союза и какие? - ЕЭАС - это экономический союз, и основной целью его создания является сближение экономик стран-участниц для укрепления экономического потенциала каждой из них. А вот от того, насколько каждое государство - член Союза воспользуется такими возможностями, и зависят выгоды простых граждан. То есть мы с вами получим преимущества от ЕАЭС в той мере, в которой ее получает сама экономика, бизнес, предприятия, на которых работают граждане. Беларусь сама по себе - это страна с небольшим рынком, что не очень интересно для крупных инвесторов. Другое дело, если Беларусь - это часть обширного 176-миллионного рынка. В этом случае у иностранного капитала появляется интерес инвестировать и создавать новые производства. Красноречивый факт: объем иностранных инвестиций в Беларусь с 2010 года по 2014 год увеличился на 66%. А иностранные инвестиции - это приток валюты, новые рабочие места, полезные товары, современные технологии и налоги в бюджет из которого финансируются государственные социальные проекты. Для белорусских предпринимателей главная выгода ЕАЭС - это общий рынок объемом более чем 2,2 триллиона долларов, внутри которого не нужно проходить таможенные процедуры и платить пошлины. Крупным промышленным предприятиям евразийская экономическая интеграция дает возможность расширить производственные связи и, вместо того чтобы конкурировать с похожими компаниями в странах-партнерах по ЕАЭС, встроиться в совместные технологические цепочки. Плюсов для граждан тоже немало: право работать в любом государстве союза без специального разрешения и платить при этом налоги такие же, как и граждане страны, равный доступ к социальному обеспечению и медуслугам, автоматическое взаимное признание дипломов о высшем образовании. Эти выгоды можно почувствовать уже сегодня. |