![]() В первом чтении депутаты приняли проект Закона «Об изменении законов». С докладом по законопроекту выступил заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Скобялко Д.К., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Райко А.И. Разработка законопроекта является очередным этапом проводимой Национальным банком системной работы по совершенствованию денежно-кредитной политики, в частности, деятельности субъектов финансового рынка. Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Гражданский кодекс Республики Беларусь, законы Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» и «О рекламе». Законопроектом предусмотрено: установление запретов на предоставление займов: физическим лицам ИП и юрлицами, не осуществляющими микрофинансовую деятельность, за исключением займов собственным работникам; в иностранной валюте между физическими лицами, а также в эквиваленте иностранных валют или в условных денежных единицах (за исключением близких родственников); под залог единственного жилого дома (квартиры); введение ограничений по размерам процентов и неустойки (штрафа, пени), взыскиваемых по договорам займа между физическими лицами; установление запрета на использование в рекламе рекламодателей, не являющихся микрофинансовыми организациями, в том числе в их наименованиях, слов «заем», «микрозаем», «микрофинансирование», «деньги в долг» или производных от этих слов. Принятие норм, установленных законопроектом, будет способствовать усилению борьбы с недобросовестными займодавцами, защите прав и имущественных интересов граждан, а также сократит количество обращений, содержащих жалобы на некачественное оказание услуг. Во втором чтении принят проект Закона «Об изменении законов по вопросам государственного социального страхования и пенсионного обеспечения», который представила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Сенько С.В. Проектом закона предусмотрены следующие основные новации. Гражданам — плательщикам налога на профессиональный доход предоставляется право (при желании) на ежегодной основе осуществлять доплату обязательных страховых взносов на пенсионное страхование для формирования своих будущих пенсионных прав. В отношении индивидуальных предпринимателей (ИП) (плательщиков подоходного налога) устанавливается гибкий порядок уплаты обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (бюджет фонда). Размер взносов уплачивается из фактического дохода для ИП, у которых в календарном году доход составил менее 12 минимальных заработных плат (МЗП), и из 12 МЗП или иной суммы, превышающей данный порог, — для ИП, у которых доход за календарный год составил 12 МЗП и более. Источником информации о доходах будут являться данные Министерства по налогам и сборам. При этом процесс взаимодействия с органами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты будет полностью автоматизирован. Продлеваются сроки уплаты ИП взносов в бюджет фонда — переносятся с 1 марта на 31 марта года, следующего за отчетным. Для работодателей, выплачивающих заработную плату «в конвертах», и работников, получающих такие выплаты, закрепляется особый порядок уплаты взносов в бюджет фонда и их учета для будущих пенсионных прав. Так, в случае установления факта выплаты заработной платы «в конвертах» для работодателей предусмотрена отмена ограничения по максимальному объекту для начисления взносов (пятикратная величина средней заработной платы по республике (СЗП)). Уплата взносов будет производиться из фактических выплат, но не ниже 1/30 пятикратной величины СЗП в республике за месяц, предшествующий месяцу установления данного факта, за каждый день работы с выплатой заработной платы «в конвертах». Для работников, получающих зарплату «в конвертах», в страховой стаж для пенсии будут учитываться выплаты из размера МЗП. На граждан возлагается обязанность возвратить излишне выплаченные суммы дополнительных профессиональных пенсий, а также профессиональных пенсий вследствие счетных ошибок. Предусматривается также возможность на основании решений комиссий по назначению пенсий удержать излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсий вследствие счетной ошибки (предельный размер такого удержания по желанию пенсионера может устанавливаться на уровне 5 процентов пенсии). Изменяются правила выплаты пенсий осужденным к лишению свободы: при помещении пенсионера в места лишения свободы назначенную ему пенсию в полном объеме будут перечислять в исправительное учреждение по месту отбывания наказания. Все необходимые удержания из пенсии (в том числе стоимость содержания) будут производиться исправительным учреждением (сегодня пенсионные органы удерживают стоимость содержания и в исправительное учреждение перечисляется 10% пенсии); несовершеннолетнему (пенсия по инвалидности, по случаю потери кормильца), осужденному к лишению свободы, 50 процентов пенсии будет перечисляться на его лицевой счет в исправительное учреждение и 50 процентов пенсии — его законному представителю. Кроме того, проект Закона предусматривает: снижение стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда для назначения трудовой пенсии по возрасту матерям четверых детей (с 10 до 5 лет); увеличение сроков обращения за назначением пенсии (за месяц до возникновения права на пенсию и в течение одного месяца после возникновения права на пенсию); предоставление права на досрочный выход на пенсию отцам детей-инвалидов (инвалидов с детства) на 5 лет раньше, если мать не реализовала это право; установление (фиксация) 30-летнего периода, за который определяется заработок для исчисления пенсии, и возможности исключения из указанного периода времени работы, когда не сохранились документы о заработке; установление повышения к получаемой социальной пенсии, трудовой пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II группы, потерявшим кормильца в возрасте до 18 лет; отмену ограничения на размер пенсии, выплачиваемой работающим пенсионерам; расширение перечня граждан, которые могут получать пенсию через объекты почтовой связи национального оператора почтовой связи. В ходе заседания были рассмотрены четыре проекта законов о ратификации международных соглашений. Заместитель Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь Ледницкая И.А. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Райко А.И. доложили о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Национальным банком Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации о сотрудничестве и обмене информацией, в том числе конфиденциальной, в сфере надзора и (или) контроля за финансовым рынком». Соглашением определяется порядок обмена информацией между надзорными органами Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере регулирования финансового рынка, что является необходимым элементом общего финансового рынка. С докладами по проекту Закона «О ратификации Соглашения о единой системе таможенного транзита Евразийского экономического союза и третьей стороны (третьих сторон)» выступили первый заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Валиев А.А. и заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Гайдукевич О.С. Соглашение направлено на упрощение процедур международной торговли, обеспечение благоприятных условий для осуществления перевозок товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и таможенные границы третьих сторон, а также на повышение уровня обеспечения безопасности трансграничных поставок. Соглашение определяет основные принципы формирования единой системы таможенного транзита Евразийского экономического союза и третьей стороны (третьих сторон) при перевозке (транспортировке) товаров по таможенной территории Евразийского экономического союза и таможенной территории третьей стороны (третьих сторон). Формирование и функционирование единой системы таможенного транзита Евразийского экономического союза и третьей стороны (третьих сторон) осуществляется в соответствии с международным договором, заключаемым Евразийским экономическим союзом с третьей стороной (третьими сторонами). Единая система таможенного транзита Евразийского экономического союза и третьей стороны (третьих сторон) функционирует на основе информационного взаимодействия между таможенными органами, организованного в рамках реализации вышеназванного международного договора. Определяющим условием для формирования единой системы таможенного транзита Евразийского экономического союза и третьей стороны (третьих сторон) является наличие возможности применения третьей стороной (третьими странами) соответствующих порядков и требований, определенных международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза. Уполномоченными органами государств — членов, ответственными за осуществление взаимодействия в рамках международного договора, являются центральные таможенные органы. Координацию взаимодействия государств — членов и третьей стороны (третьих сторон) в целях реализации этого международного договора осуществляет Евразийская экономическая комиссия. Проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Исламской Республики Пакистан о международном автомобильном сообщении» представил Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь Ляхнович А.А. (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, энергетике, транспорту, связи и цифровому развитию Михно А.М.). Соглашение направлено на регулирование оперативных и технических аспектов, связанных с осуществлением международными автомобильными перевозчиками Республики Беларусь и Исламской Республики Пакистан перевозки пассажиров и доставки грузов между двумя странами, а также транзитом через их территории. В частности, документ устанавливает порядок выдачи разрешений и специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок, регулирует вопросы взаимного освобождения от таможенных пошлин, налогов и других сборов. Реализация этого международного договора будет способствовать развитию сотрудничества между Беларусью и Пакистаном в области автомобильных перевозок, а также увеличению объемов экспорта автотранспортных услуг в направлении Пакистана и сопредельных стран. Заместитель Министра обороны Республики Беларусь Науменко А.В. выступил с докладом о проекте Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 10 декабря 2010 года и Протокола о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности в области перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, а также продукции военного назначения от 15 сентября 2015 года». С содокладом выступил председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Лепешко Г.В. Ратификация протоколов позволит создать механизм сотрудничества компетентных органов юстиции государств — членов Организации Договора о коллективной безопасности по уголовным и административным делам в отношении лиц, входящих в состав формирований сил и средств системы коллективной безопасности, повысить оперативность перевозок воинских и других формирований, их движимого имущества, продукции военного назначения и личного состава, предназначенного в Командование формированиями, в случае принятия незамедлительных мер при выполнении ими задач по предназначению, а также обеспечить правовое регулирование вопросов, связанных с организацией и обеспечением перевозок, в том числе при участии данных формирований в совместных учениях и внезапных проверках. Сайт Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь |