+375 17 378-83-89

Пн-Пт с 8:30 до 17:00

info@profmedia.by

Минстройархитектуры разъясняет применение норм приказа от 31.01.2023 № 17

Новости для секретаря

Минстройархитектуры разъясняет применение норм приказа от 31.01.2023 № 17

20.03.2023 15:00:00

О применении приказа Минстройархитектуры от 31.01.2023 № 17

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь на основании полномочий, предоставленных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.07.2006 № 973 «Вопросы Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь», разъясняет следующее.

Методические указания о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности ресурсным методом, утвержденные приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 13.06.2014 № 169 (далее — Методические указания), предназначены для определения ресурсным методом суммы средств, предусматриваемых в главе 10 Сводного сметного расчета стоимости строительства (далее — ССР) на выполнение проектных и изыскательских работ (услуг) для объекта строительства, а также обоснования ресурсным методом стартовой цены заказчика и цены предложения на разработку документации проектного обеспечения строительной деятельности. Методические указания не регулируют отношения заказчика и разработчика документации в части взаимоотношений, связанных с исполнением договора подряда (п. 1, п. 29 Методических указаний).

Приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.01.2023 № 17 (далее — приказ № 17), вступившим в силу с 06.02.2023, внесены изменения в Методические указания и сборники норм затрат труда (далее — сборники НЗТ), которые распространяют свое действие на вновь заключаемые договоры.

В соответствии с и. 29 Методических указаний сумма средств на выполнение проектных работ, отражаемых в ССР, определяется в ценах на дату начала разработки сметной документации. Если дата начала разработки сметной документации установлена до 06.02.2023 (до вступления в силу приказа № 17), то при определении суммы средств на выполнение проектных работ, отражаемых в ССР, требования приказа № 17 не учитываются.

При выполнении работ (услуг) при строительстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и(или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполнительных комитетов, а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), сумма средств на выполнение проектных работ, отражаемых в ССР, в соответствии с п. 31.3 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденного постановлением Минстройархитектуры от 18.11.2011 № 51 (далее — Инструкция № 51), уточняется в составе исполнительной сметы с учетом фактических значений натуральных показателей запроектированного объекта строительства, его сметной стоимости.

При уточнении суммы средств на выполнение проектных работ, отражаемых в ССР, путем составления исполнительной сметы следует руководствоваться Методическими указаниями и сборниками НЗТ в редакции, актуальной по состоянию на дату составления исполнительной сметы. Таким образом, если составление исполнительной сметы предусмотрено после 06.02.2023, то при ее подготовке требования приказа № 17 должны учитываться. При этом дата составления исполнительной сметы, в которой определяется нормативный размер средств, необходимых для проектирования объекта, должна соответствовать дате начала разработки сметной документации.

При определении после 06.02.2023 цены предложения на выполнение новых видов работ, не предусмотренных заданием на проектирование и конкурсной документацией, на основании которых были проведены в соответствии с законодательством процедуры закупки, требования приказа № 17 должны учитываться.

При заключении договоров субподряда на выполнение проектных работ стартовая цена и цена предложения формируются в соответствии с порядком, действующим на момент заключения договора. Поскольку договор субподряда является самостоятельным договором между двумя участниками строительной деятельности, установленные договорные отношения между заказчиком и генеральным проектировщиком не влияют на взаимоотношения между генеральным проектировщиком и субподрядчиком. Требования, предъявляемые генеральным проектировщиком к разрабатываемой в рамках договора субподряда проектной документации, в том числе в части порядка формирования сметной документации, устанавливаются заключаемым договором субподряда.

Приказом № 17 утверждена новая редакция главы 5 Методических указаний, в которой установлено, что базовые затраты трудовых ресурсов на выполнение проектных работ для реконструкции, модернизации, технической модернизации, капитального и (или) текущего ремонта, сноса объекта проектирования в составе объекта строительства, его части и (или) элемента определяются в соответствии с Приложением 1 к Методическим указаниям, исходя из сметной стоимости выполнения работ по реконструкции, модернизации, технической модернизации, капитальному и(или) текущему ремонту, сносу, относящихся к объекту проектирования, исчисленной по графам 3-6 Сводного сметного расчета стоимости строительства.

В соответствии с Методическими указаниями, для определения стоимости разработки проектной документации для объекта строительства необходимо выделить отдельные объекты проектирования с учетом их характеристик, приведенных в таблицах сборников НЗТ, таким образом, чтобы совокупность выделенных объектов проектирования по своему составу полностью описывала указанный объект строительства.

Справочно. Объекты проектирования — это входящие в состав объекта строительства капитальные строения (здания, сооружения), их части, инженерные и транспортные коммуникации, их части, иные объекты недвижимого имущества и (или) виды работ, для которых устанавливаются нормы затрат трудовых ресурсов на разработку проектной и (или) градостроительной документации (п. 2 Методических указаний).

Пунктом 38 новой редакции главы 5 Методических указаний предусмотрено, что базовые затраты трудовых ресурсов на разработку комплекта разделов проектной документации для объекта строительства, предусматривающего одновременно возведение, реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию, ремонт, снос отдельных объектов проектирования, определяются как сумма базовых затрат трудовых ресурсов, определенных исходя из сметной стоимости выполнения работ по реконструкции, модернизации, технической модернизации, капитальному и(или) текущему ремонту, сносу на каждом выделенном объекте проектирования и по сборникам НЗТ исходя из натуральных показателей возводимых объектов проектирования.

Таким образом, при разработке документации проектного обеспечения строительной деятельности на реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию, капитальный и (или) текущий ремонт, снос объекта строительства, на первом этапе в его составе необходимо выделить две группы объектов проектирования:

  • первая группа — существующие объекты проектирования, в отношении которых проводятся работы по их изменению (реконструкции, модернизации, технической модернизации, капитальному и(или) текущему ремонту, сносу);

  • вторая группа — новые объекты проектирования, в отношении которых проводятся работы по их созданию (возведению).

При этом по каждому из выделенных объектов проектирования необходимо определить — создается ли он или подвергается изменению (реконструкции, модернизации, ремонту или сносу). Для вновь создающихся объектов проектирования затраты трудовых ресурсов необходимо определять по сборникам НЗТ. Трудоемкость разработки проектной документации для объектов проектирования, подвергающихся изменению, определять исходя из стоимости строительства.

При разработке проектной документации для систем пылеудаления, дымоудаления, кондиционирования и рекуперации, автоматизированных систем управления оборудованием, диспетчеризации, автоматизации, телемеханики, локальных вычислительных сетей, систем безопасности, связи и сигнализации, видеонаблюдения и т.п. в рамках разработки проектной документации на реконструкцию, модернизацию, техническую модернизацию, ремонт зданий и (или) сооружений такие системы, как правило, выделяются в отдельные объекты проектирования. При отнесении объекта проектирования к первой или второй группе следует учитывать, что:

1)    при включении в состав действующих систем новых участков, трудоемкость проектных работ допускается определять по сборникам НЗТ, исходя из натурального показателя возводимых (добавляемых) участков систем;

2)    объекты проектирования, результатом выполнения работ по которым является проведение различного вида расчетов, выбор оборудования, разработка схем, программного обеспечения и т.п. относятся ко второй группе, трудоемкость проектных работ по которой определяется по сборникам НЗТ.

В соответствии с п. 5 приложения 1 к Методическим указаниям, норма затрат трудовых ресурсов, определенная в зависимости от стоимости строительства, учитывает трудоемкость основных и дополнительных проектных работ (услуг) по всему комплексу объектов проектирования, нашедших отражение в сметной стоимости строительства, в зависимости от которой определялась трудоемкость проектных работ.

Справочно. Дополнительные проектные работы (услуги) — проектные работы (услуги) по разработке комплекта разделов проектной документации, выполнение (оказание) которых поручается разработчику документации, имеющие для объекта проектирования переменный (непостоянный) характер, трудоемкость выполнения которых не учтена нормой затрат трудовых ресурсов для объекта проектирования. Перечень возможных дополнительных проектных работ приведен в п. 12 Методических указаний.

Трудоемкость разработки отдельных разделов проектной документации, относящихся в соответствии с п. 12 Методических указаний к дополнительным проектным работам, не зависит от стоимостных показателей проектируемого объекта. Проектные работы, выполняемые при их подготовке, не находят соразмерного отражения в сметной стоимости выполнения строительных, монтажных и иных специальных работ по графам 3-6 Сводного сметного расчета стоимости строительства, ввиду чего должны учитываться дополнительно. К таким работам относятся:

  • разработка раздела «Экономическая эффективность» (п. 12.1 Методических указаний);

  • разработка раздела «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС), раздела «Охрана окружающей природной среды» (п. 12.2);

  • разработка раздела «Промышленная безопасность», раздела «Защита информации» (п. 12.3);

  • разработка раздела «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций» (п. 12.4);

  • разработка раздела «Организация и условия труда работников», «Управление производством и предприятием» (п. 12.5);

  • разработка проекта организации санитарно-защитной зоны (СЗЗ) (п. 12.12);

  • разработка схем организации движения, разработка схем переноса движения городского транспорта, устройства объездов на время выполнения строительных работ (п. 12.14);

  • второй вариант расчетов высотных зданий, выполняемый независимой организацией, расчеты конструкций пролетами свыше 36 м (п. 12.18);

  • разработка мероприятий по антикоррозионной защите (п. 12.20);

  • разработка раздела «Акустический расчет помещения» (п. 12.41);

  • разработка раздела «Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности зданий и сооружений» (п. 12.42).

Затраты трудовых ресурсов на выполнение перечисленных дополнительных проектных работ следует определять в соответствий с п. 13 Методических указаний на основании норм затрат трудовых ресурсов, приведенных в сборниках НЗТ, либо на основании установленных межотраслевых, отраслевых или местных норм и нормативов, либо, при их отсутствии, на основании индивидуально разработанных в организации норм трудозатрат.

В соответствии с п. 20 Методических указаний корректирующие коэффициенты, приведенные в общих указаниях, в указаниях и (или) примечаниях к конкретной таблице и (или) позиции конкретного сборника НЗТ, не применяются к нормам затрат трудовых ресурсов, определенным согласно приложению 1 к Методическим указаниям.

Возврат к списку