![]() Промышленность Беларуси объединяет более 200 предприятий. В производственной линейке — десятки тысяч наименований продукции: от микросхем и клапанов сердца до самых больших в мире самосвалов. У большинства заводов богатейшая история, они давно стали национальными брендами и широко известны далеко за пределами республики. Несмотря на непростые условия, промышленный сектор показывает устойчивый рост. Только за прошлый год объем производства увеличился на 15%, экспорта — на 35,5%. Предприятия Минпрома не собираются останавливаться на достигнутом — в отрасли большое внимание уделяется инновациям, внедрению высокоэффективных технологий, модернизации производств, повышению качества и конкурентоспособности продукции, завоеванию новых рынков сбыта. О реализуемых проектах, связи науки с производством, работе отрасли в условиях пандемии и экономических санкций, а также о приоритетных целях и задачах на текущий год и планах на перспективу в беседе с корреспондентом БЕЛТА рассказал Министр промышленности Петр Пархомчик.
— Предприятия Минпрома в прошлом году достигли значимых результатов в наращивании объемов производства и реализации продукции. Сальдо внешней торговли товарами положительное — $ 2,4 млрд. Петр Александрович, чем еще порадовал 2021 год? Удалось ли выполнить прогнозные показатели? Как вы в целом оцениваете эти результаты?
— Министерство промышленности обеспечило выполнение всех доведенных ключевых показателей эффективности деятельности. Объем промышленного производства организаций Минпрома за 2021 год составил Br19,5 млрд, темп роста в сопоставимых ценах — 115%. Рентабельность продаж в промышленности достигла 8,7%, чистая прибыль — Br485,7 млн. Темп роста экспорта товаров составил 135,5%.
Достигнуты значительные приросты в натуральном выражении как в производстве, так и в реализации по основным товарным группам. Темп роста выпуска тракторов составил 112,9%, карьерных самосвалов — 200,6%, комбайнов — 111,2%, трансформаторов — 107,2%, пассажирской техники — 103,3%, погрузчиков — 136,2%, телевизоров — 106,5%.
![]()
Что касается среднемесячной заработной платы по отрасли, то она достигла Br1426,5. Темп роста номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по Минпрому за прошлый год к уровню 2020 года составил 120%.
— С учетом трудностей вряд ли всем предприятиям удается быстро продавать все, что они производят. Наверняка, что-то остается на складах. Как обстоят дела со снижением складских запасов?
— Запасы готовой продукции находятся на минимальном уровне. Они зависят от длительности производственного цикла, структуры и условий реализации товаров, а также связаны с необходимостью поддержания определенного количества и ассортимента готовой продукции для своевременного обеспечения потребностей покупателей.
В отдельных случаях образование остатков происходит в связи с изменением конъюнктуры рынков, снижением покупательской активности основных потребителей или отказами от товаров. Поэтому можно говорить об оптимизации запасов готовой продукции.
Пандемия и введенные большинством стран ограничения привели к одномоментному разрыву устоявшихся цепочек поставок. К сложной эпидемиологической обстановке добавились еще и санкционные меры, предпринятые Евросоюзом и США. Тем не менее Минпрому удалось в таких условиях обеспечить значительные темпы роста объемов производства и экспорта.
Запасы готовой продукции по итогам прошедшего года мы сократили до минимального уровня. На 1 января 2022 г. их стоимость составила чуть более Br1 млрд, или 64,1% к среднемесячному объему производства. Снижение — на Br281,7 млн к началу года, или на 57,9 процентного пункта.
Самое большое сокращение запасов в 2021 году обеспечили холдинги, имеющие наибольший удельный вес в общем объеме запасов Минпрома. В частности, БЕЛАЗ — на Br224,6 млн, Минский тракторный завод — на Br80,2 млн, Минский моторный завод — на Br10,3 млн.
— Довольно большую долю продукции предприятия Минпрома экспортируют. Какие страны наиболее перспективные для поставок белорусской техники? На какие новые рынки планируете выходить?
— После двух лет падения по итогам прошлого года предприятиями Министерства промышленности обеспечен рост экспорта продукции на 35,5%, или на $ 1,4 млрд. Экспортные поставки не только превысили среднее значение прошлой пятилетки в целом, но и докризисный 2018 год.
Ежегодно более 60% производимой продукции организациями Минпрома продается за пределами страны. Основная доля идет нашему традиционному партнеру — России. Перспективными направлениями для поставок белорусской техники являются рынки Африки и Азии.
Большой популярностью у потребителей из Африки пользуется сельскохозяйственная техника. Так, за прошлый год в страны этого континента отгружено наших тракторов на сумму около $ 12 млн. В июне 2021 г. заключен очередной договор на поставку в Зимбабве более 1 тыс. единиц техники на сумму $ 26,5 млн.
![]()
Перспективным направлением сотрудничества с африканскими странами является строительство зерносушильных комплексов. Оно сейчас активно прорабатывается предприятиями Минпрома совместно с дилерами и зарубежными партнерами.
Ведется работа по созданию сборочных производств сельскохозяйственной, автомобильной и дорожной техники.
Также большой интерес для нас представляют рынки Азии. Например, "БКМ Холдинг" намерен реализовать в Индии проект по созданию сети электрического транспорта на базе электробусов белорусского производства. Работа по продвижению наших электробусов активно ведется в странах Ближнего Востока, в частности в Израиле.
Нельзя не сказать и о белорусских самосвалах, которые известны и ценятся во всем мире. Например, в 2020 году БелАЗ поставил в Индию крупную партию карьерных самосвалов (77 единиц) грузоподъемностью 136 т на сумму $ 83,4 млн, а также запасные части к ним. Все машины уже введены в эксплуатацию и успешно работают в индийском угольном карьере. В январе 2021 г. предприятие подписало контракт на поставку в эту страну еще 96 самосвалов, но уже с большей грузоподъемностью — 220 т. Сумма контракта составила более $ 144 млн. Первые 6 машин отгружены покупателю на испытания в течение года в карьер Гевра.
Особое внимание уделяем емким рынкам Латинской Америки. Это тоже одно из перспективных экспортных направлений. К примеру, в 2021 году поставили сельскохозяйственные комбайны в Аргентину (на $ 900 тыс.) и Бразилию (на $ 325 тыс.), металлопродукцию — в Бразилию (на $ 8,1 млн), Эквадор (на $ 3,3 млн) и Мексику ($ 4,7 млн), карьерные самосвалы различной грузоподъемности — в Чили (на $ 32,2 млн), трактора — на Кубу (на более чем $ 6 млн) и в Никарагуа (на $ 810 тыс.).
В нынешнем году после долгого перерыва возобновлены производства на совместных белорусско-венесуэльских предприятиях.
В целом в латиноамериканском регионе создается парк карьерной техники БелАЗ грузоподъемностью 90 — 240 т. Реализованы крупные поставки тракторов и сельскохозяйственной техники "Гомсельмаша". В связи с развитием электротранспорта некоторыми странами региона мы прорабатываем возможности поставок электробусов "БКМ Холдинг".
— В Беларуси активно развивается новая отрасль машиностроения — электротранспорт. В частности, утверждена государственная программа по развитию данного направления до 2025 года. Каких успехов уже удалось достичь?
— Комплексная программа развития электротранспорта на 2021 — 2025 годы сформирована в соответствии с поручением главы государства и утверждена постановлением Правительства Республики Беларусь от 9 апреля 2021 г. № 213.
По итогам реализации мероприятий программы в прошлом году Минский автозавод произвел 85 электробусов, "БКМ Холдинг" — 110. Транспортными организациями республики закуплено 173 электробуса (из них 155 — с динамической зарядкой) и 8 троллейбусов. На экспорт поставлено 22 электробуса (включая четыре машинокомплекта), 208 троллейбусов (включая 210 машинокомплектов) и 5 трамваев.
Всего с учетом экспорта произведено и поставлено 416 единиц городского электрического пассажирского транспорта.
![]()
Для дальнейшей локализации производства электротранспорта "Могилевлифтмаш" произвел 64 тяговых электродвигателя, ОАО "Измеритель" и "БКМ Холдинг" - 288 инверторов (систем управления).
В прошлом году "БЕЛДЖИ" на базе Республиканского полигона для испытаний мобильных машин завершил сертификацию легкового электромобиля Geely Geometria C. Белорусские специалисты собрали первую партию из 50 электромобилей, которые адаптированы к климатическим условиям республики. Уже реализовано 35 электрокаров на сумму около Br3 млн.
ОАО "Витязь" организовало производство зарядных станций переменного и постоянного тока. Станции постоянного тока (быстрой зарядки) закупает "Белоруснефть" для развития зарядной инфраструктуры в стране, а станции переменного тока акционерное общество реализует владельцам электромобилей для установки в местах стоянки (гаражах).
Таким образом, задача развития электротранспорта в Беларуси решается комплексно и включает не только изготовление транспортных средств, но и создание производств узлов и комплектующих для электромобилей, условий для их эксплуатации.
— Давайте поговорим о флагманах Минпрома. Начнем с БелАЗа. В последнее время предприятие демонстрировало много новинок: электросамосвал на тяговых аккумуляторных батареях, дизель-троллейвоз, беспилотные самосвалы. Что планируется дальше?
— БелАЗ постоянно работает над повышением конкурентоспособности карьерной техники, соответствующей запросам мирового рынка. В частности, сегодня компания трудится над созданием экскаваторов массой 200 т с объемом ковша 12 куб. м. Уже проведены прочностные расчеты, заканчивается разработка конструкторской документации, согласовываются требования к покупным изделиям.
Еще одно направление — это расширение типоразмерного ряда карьерных самосвалов с современными двигателями от альтернативных производителей. Применение современных двигателей внутреннего сгорания позволяет улучшать эксплуатационные характеристики самосвалов, снижать затраты на топливо, а также повышать эффективность добычи. Такими ДВС оборудованы карьерные самосвалы грузоподъемностью 90 т, 136 т и 220 т. В планах компании продолжить работы по применению данных двигателей на наиболее востребованных моделях самосвалов и спецтехники.
Также в текущем году предприятие планирует изготовить опытные образцы самосвалов БелАЗ-75588 с газотурбинным двигателем и БелАЗ-7558Н с газовым двигателем грузоподъемностью 90 т.
![]()
Что касается реализации проекта "Интеллектуальный карьер", то безлюдная технология добычи с использованием роботизированного комплекса уже введена в опытно-промышленную эксплуатацию. В настоящее время ведется подготовка второго этапа сравнительных испытаний людной и безлюдной технологии добычи.
В целом предприятие работает над тем, чтобы предложить клиентам качественное управление машинами и высокий уровень сервиса в их обслуживании. В частности, разработанная специалистами БелАЗа система мониторинга IMS позволяет не только отслеживать и контролировать местоположение, техническое состояние парка самосвалов, но и оценивать эффективность его работы, обнаруживать нарушения эксплуатации техники из любой точки земного шара. Такое программное обеспечение уже внедрено в горнодобывающих компаниях Армении, Казахстана и Индии. В ближайшее время система IMS появится в Чили.
— Минский автозавод тоже не отстает: не так давно выпустил первые электробусы, а сейчас работает над созданием электрогрузовиков.
— В настоящее время одним из основных мировых трендов является декарбонизация или снижение выбросов углекислого газа в атмосферу. Некоторые государства уже задекларировали полный отказ от коммерческой техники с двигателями внутреннего сгорания, а ведущие мировые автопроизводители на протяжении последних трех лет активно развивают модельный ряд техники с электрическим приводом.
В Беларуси для развития данной отрасли определяющим является наличие системных документов, касающихся стимулирования создания зарядной инфраструктуры, и льгот, направленных на увеличение потребления электрических транспортных средств.
В этой связи подписаны Указы № 92 и № 447, которые включают отмену НДС при импорте техники и автокомпонентов, развитие автомобильной зарядной инфраструктуры, введение инвестиционного вычета на создание зарядных станций, выделение участков земли под зарядные станции. Также разработана и утверждена постановлением Совета Министров № 213 Комплексная программа развития электротранспорта на 2021 — 2025 годы, в рамках которой запланировано последовательное наращивание объемов потребления электротранспорта, развитие соответствующей инфраструктуры и создание новых образцов техники.
Важным шагом стало создание инновационно-промышленного кластера "Электротранспорт". Это структура, объединяющая белорусские организации и предприятия, консолидирует финансовые и интеллектуальные ресурсы для скорейшего создания конкурентоспособной техники с электрическим приводом и всестороннего развития компонентой базы.
Аналогичные меры поддержки выработаны и в России — ключевом экспортном рынке для Минского автозавода.
Учитывая вышесказанное и ключевые тенденции в машиностроении, МАЗ ведет активную работу по созданию грузового и пассажирского транспорта с электрическим приводом. В частности, предприятие представило ряд среднетоннажных грузовых моделей и электробус на базе третьего поколения пассажирской техники.
В феврале этого года на заводе презентовали электрический грузовик МАЗ-4381ЕЕ, разработанный совместно с Объединенным институтом машиностроения НАН. Машина предназначена для перевозки грузов до 4,5 т на расстояние до 200 км без подзарядки (городские и пригородные маршруты). В образце достигнут практически 100%-ный уровень локализации разработки и производства, что обеспечивает импортонезависимость использованной в нем компонентой базы и интеллектуальной составляющей.
Кроме того, предприятие работает над созданием перронных автобусов и мусоровоза с электроприводом, электрической версии грузовой техники с классической кабиной МАЗ-6430.
Отмечу, что разработанная и проектируемая пассажирская техника МАЗ основана на наиболее перспективной концепции зарядки, которая предполагает зарядку транспорта в автопарках ночью. Это имеет значительные преимущества: отсутствует необходимость создания дорогостоящей зарядной инфраструктуры в городе, снижается нагрузка на городские электросети в пиковое время (дневное), потребители могут получать электроэнергию по более низким "ночным" тарифам. При этом у транспортных предприятий не будет зависимости от зарядной инфраструктуры на протяжении маршрута, а пассажирский транспорт может использоваться в любой точке города.
Учитывая текущую ситуацию, связанную с санкционным давлением и ограничением доступа к импортным поставщикам, предприятие планирует применять в производстве максимальное число компонентов российского и белорусского производства. Сейчас ведутся переговоры с производителями. Ключевая задача — локализация производства необходимых компонентов и создание компетенций на территории нашей страны.
— Активно развивается МТЗ. В конце февраля со сборочного конвейера завода сошел четырехмиллионный трактор. Каковы дальнейшие перспективы предприятия?
— Минский тракторный завод продолжает развивать свою брендовую линейку. На предприятии производится более 300 моделей и вариантов техники для всех климатических и эксплуатационных условий, в том числе универсально-пропашные тракторы мощностью от 30 до 350 л.с., техника для коммунального и лесного хозяйства, льдозаливочные и снегоуплотнительные машины.
В прошлом году холдинг освоил много новых моделей техники. В частности, трактора с передним мостом портального типа, которые адаптированы для работы в Юго-Восточной Азии, Африке и Латинской Америке, с модернизированной трансмиссией и гидравлической системой.
Сейчас завод работает над беспилотным трактором BELARUS-А3523i с электромеханической бесступенчатой трансмиссией, который может выполнять задания, сформированные оператором по каналу удаленной связи.
Что касается экспортных показателей, в 2021 году "МТЗ-Холдинг" поставил продукцию за рубеж на сумму $ 684 млн. Темп роста составил 118,3%. В нынешнем году, учитывая сложившуюся экономическую и эпидемиологическую ситуацию, в планах предприятия нарастить поставки до $ 746 млн (темп роста прогнозируется на уровне 109%). — Легковое автомобилестроение — новая для Беларуси отрасль. Первая машина сошла с конвейера в 2017 году. Сегодня на "БЕЛДЖИ" успешно проходят испытания новые модели, наращиваются объемы производства и продаж. Какого уровня локализации уже удалось достичь? Насколько это отечественная машина? Есть ли планы по расширению экспорта и развитию дилерской сети?
— В прошлом году "БЕЛДЖИ" полностью завершил обновление модельного ряда, с конвейера сошел 100-тысячный автомобиль. В рамках программы развития электротранспорта предприятие поставило на рынок первую партию электромобилей в количестве 50 единиц. В текущем году планируется поставка порядка 1 тыс. электромобилей модели Geometry С.
![]()
Традиционными партнерами завода по поставкам комплектующих остаются Борисовский завод двигателей "Джили", ОАО "Белшина", Первая аккумуляторная компания, а также белорусские поставщики материалов, необходимых для производства. Стратегия предприятия заключается в применении комплектующих, производимых на территории Союзного государства, как это предусмотрено совместными белорусско-российскими программами сотрудничества, с максимальным выполнением технологических операций.
Что касается расширения географии поставок, то к продукции "БЕЛДЖИ" есть интерес Казахстана, Молдовы, Сербии.
— Многие предприятия Минпрома уже модернизированы. Но есть и те, которые до сих пор требуют обновления и технического перевооружения. На каких из них стоит провести модернизацию в первую очередь, о каких проектах идет речь?
— В данном контексте вопрос поставлен не совсем корректно. Модернизацию производств предприятия Минпрома осуществляют практически на постоянной основе. Мероприятия по техническому перевооружению и внедрению новых технологий ежегодно разрабатываются и утверждаются в рамках бизнес-планов развития холдингов и организаций на очередной финансовый год.
Вопросы обновления производств находятся на особом контроле у нашего министерства. На начало текущего года процент износа активной части основных фондов в целом по системе Минпрома составил менее 55%, а всех основных фондов, включая здания и сооружения, — менее 49%.
Подчеркну, что процесс модернизации является непрерывным. Он решается путем выполнения планов технического перевооружения действующих производств, а также за счет реализации конкретных инвестиционных и инновационных проектов. Модернизация на наиболее крупных и значимых предприятиях системы уже проведена. Организации, находящиеся в небольших населенных пунктах, все еще требуют инвестиционного обновления.
В настоящее время в аппарате Минпрома сформированы перечни проектов предприятий, в которых в первоочередном порядке будет осуществляться модернизация. Приведу несколько примеров. На заводе Приборов автоматического контроля в Орше БЕЛАЗ развернул работу по организации кольцераскатного производства с реконструкцией блока производственных цехов. Сам ПАК реализует инвестиционный проект по выпуску оборудования для очистки воды.
В ОАО "Оршаагропроммаш" реализуют проект по изготовлению режущего бруса и редукторов для сельскохозяйственной техники.
На заводе "Кузлитмаш" в Пинске в планах сразу два проекта — освоение производства кривошипных горячештамповочных прессов усилием до 25 МН (Мега Ньютонов), а также новой линейки механических прессов точной штамповки усилием до 2,5 т.
Завод "Зенит", входящий в состав холдинга "БелОМО", планирует организовать выпуск инновационных изделий прицельной техники и автокомпонентов не только для нужд Беларуси, но и зарубежья.
Отдельные мероприятия выполняются в рамках заданий государственных научно-технических программ, когда по результатам разработки новой продукции проводится подготовка производства с одновременным обновлением технической и технологической базы для внедрения инноваций. Наиболее крупные проекты по модернизации и созданию новых производств включены в Госпрограмму инновационного развития Беларуси на 2021 — 2025 годы.
Общим направлением, которое в настоящее время активно развивается в системе Минпрома, является цифровизация производства. Очевидно, что внедрение цифровых технологий влечет обновление станочного парка, формирование и реализацию оптимизированных бизнес-процессов.
— Как промышленность взаимодействует с научным сообществом?
— Практически все инновации в белорусском машиностроении создаются на основе последних достижений науки, а также благодаря сотрудничеству предприятий с учеными. В Минпроме создана и на постоянной основе действует система, обеспечивающая тесное взаимодействие подведомственных организаций с институтами Национальной академии наук и университетами страны.
В рамках данной системы можно выделить несколько основных направлений. В частности, это совместное выполнение заданий и мероприятий государственных научно-технических и иных программ, внедрение разработок ученых на предприятиях в рамках хозяйственных договоров, заданий программ и инновационных проектов.
Также сюда можно отнести проведение семинаров, "круглых столов" и конференций. Например, в ноябре прошлого года в онлайн-формате прошла международная научно-практическая конференция "Инновационные технологии в агропромышленном комплексе — сегодня и завтра" на базе Научно-технического центра комбайностроения ОАО "Гомсельмаш". Активное участие в мероприятии приняли белорусские ученые. Также Физико-технический институт НАН при участии Минпрома организовал четыре семинара по внедрению современных технологий ионно-плазменной термообработки, индукционного нагрева, электронно-лучевой сварки, разработанных институтом.
Еще один аспект взаимодействия — решение белорусскими учеными актуальных задач технического и технологического характера, ежегодно формулируемых в рамках "Задачника от промышленности". Данное направление развивается с 2007 года.
Платформами для сотрудничества представителей отраслевой и академической науки являются отраслевые лаборатории, созданные в 14 научных организациях Минпрома, в том числе в ведущих холдингах — БелАЗ, МТЗ, "БЕЛАВТОМАЗ", "Интеграл". Тематика исследований охватывает практически весь спектр продукции белорусского машиностроения.
Ученые Национальной академии наук принимают непосредственное участие в работе коллегиальных органов управления Минпрома. Ведущие ученые включены в состав технико-экономического совета и экспертный совет министерства. Работа советов позволяет представителям академической науки получить оперативную информацию о состоянии дел и результатах инновационной деятельности предприятий.
Для координации и проведения совместных исследований и опытно-конструкторских работ созданы научно-технические центры ОАО "БМЗ" — НАН и ОАО "БелАЗ" — НАН, совместная лаборатория по надежности и долговечности карьерных самосвалов, кластер "Микро-, опто- и СВЧ-электроника", инновационно-промышленный кластер "Электротранспорт" и др.
Подчеркну, что сотрудничество Минпрома с научным сообществом стабильно развивается и обеспечивает эффективное внедрение последних достижений науки в реальное производство.
— Инновации — ключ к развитию любой сферы. Какие инновационные проекты реализуются в сфере промышленности?
— Глава государства в очередной раз акцентировал внимание на инвестициях, которые являются единственным безопасным источников экономического роста. Перед нами стоит задача в кратчайшие сроки запустить новый инвестиционный цикл.
В Беларуси создана соответствующая нормативная база. Указом № 348 утверждена Государственная программа инновационного развития на текущую пятилетку. В развитие документа правительство определило перечень проектов по созданию новых производств, имеющих определяющее значение для страны.
В этот перечень вошли 17 проектов, курируемых Министерством промышленности. Среди них создание на борисовском заводе "Автогидроусилитель" современного гибкого автоматизированного производства узлов рулевого управления для комплектации автотехники, на Оршанском инструментальном заводе - современного металлорежущего и вспомогательного инструмента, на Борисовском заводе автотракторного электрооборудования — нового поколения автокомпонентов, соответствующих требованиям экологических стандартов Евро-5, Евро-6 и выше для перспективных моделей легковой, коммерческой, грузовой, сельскохозяйственной и специальной техники.
Большую роль в реализации инновационных проектов в системе Минпрома играют отраслевые лаборатории. Например, исследовательским центром — отраслевой лабораторией технологий металлургического и сталепроволочного производств ОАО "БМЗ" в 2021 году выполнены работы по разработке технологий выплавки, разливки, прокатки и волочения новых для завода марок на сумму более Br2,7 млн.
![]()
Благодаря деятельности отраслевых лабораторий предприятия активно внедряют новые технологии и осваивают инновационную продукцию в производстве. В частности, это позволило Минпрому в 2021 году обеспечить удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме на уровне 39,3%.
— В последнее время отрасль работает в условиях пандемии и неопределенности на внешних рынках. Добавились экономические санкции. Какие меры предпринимаете для преодоления негативных последствий?
— В 2021 году наша отрасль столкнулась с определенными вызовами и угрозами. Коронавирусная пандемия и введение большинством государств ограничительных мер привели к одномоментному разрыву устоявшихся цепочек поставок продукции.
К сложной эпидемиологической обстановке добавились еще и новые неблагоприятные факторы: введение странами Евросоюза и США санкций как в отношении отдельных персон, так и организаций. Они предусматривают разнообразные ограничительные меры, в том числе замораживание финансовых средств и экономических ресурсов, запрет на их предоставление и ограничение.
Благодаря своевременному принятию мер по нивелированию санкционного давления эффект от негативных последствий введения санкций значительно удалось снизить. И, как я уже упоминал ранее, по итогам прошлого года обеспечен рост экспорта более чем на 35,5%.
Таким образом, несмотря на ужесточение санкционных ограничений, организации Министерства промышленности продолжают работу по продвижению продукции на внешних рынках, выполняя все доведенные показатели.
— Какие цели у Минпрома на этот год? Пришлось ли их скорректировать с учетом обстоятельств на мировом экономическом рынке?
— Во-первых, в прошлом году на VI Всебелорусском народном собрании одобрена и главой государства утверждена Программа социально-экономического развития Беларуси на 2021 — 2025 годы, где определены основные приоритетные направления развития страны, ключевые меры по их реализации, а также отражены ожидаемые результаты и целевые индикаторы развития отраслей, сфер экономики и регионов. Базовое условие — устойчивый качественный рост экономики. Во-вторых, правительством доведены задания по экспорту товаров. Рентабельность продаж в промышленности должна составить не менее 7,4%.
Кроме того, 28 января нынешнего года в Послании белорусскому народу и Национальному собранию глава государства особо отметил необходимость активизации работы в области импортозамещения. Для достижения параметров социально-экономического развития страны перед Минпромом поставлена задача обеспечить в нынешнем году выпуск импортозамещающей продукции на сумму не менее $ 4,5 млрд.
В истекшем году наши предприятия выпустили такую продукцию на сумму более $ 3,86 млрд. В этом году прирост к 2021 году должен составить более 18%. Решение данной задачи требует существенного наращивания объемов экспорта — до 70% от объема выпуска товаров ($ 3,19 млрд).
Организации Минпрома должны освоить в производстве почти 400 наименований новой продукции. Импортоемкость необходимо снизить до уровня 33,9%, что на 1,6 процентного пункта меньше, чем в 2021 году.
Руководители холдингов и организаций системы обязаны взять на личный контроль реализацию 282 мероприятий, включенных в план Минпрома (это обеспечит дополнительную экономию валютной выручки не менее $ 80 млн), программ по импортозамещению, а также заданий по выпуску импортозамещающей продукции.
Организациям отрасли доведены ключевые показатели, утверждены бизнес-планы развития на 2022 год. Нет сомнений, что все поставленные задачи будут выполнены. В частности, вселяет такую уверенность выполнение прогнозируемых показателей в первом квартале текущего года.
В целом нам необходимо сохранить и закрепиться на достигнутых позициях по ключевым и традиционным рынкам сбыта, а также продолжить активную диверсификацию поставок продукции в страны дальней дуги: в Африку, Азию, Латинскую Америку.
|